Название выставки "Двое" не случайно. Два автора, две судьбы. Два разных характера, но единение духа - высокого духа поэзии! У одной в узорочье национальной вышивки, у другого в слиянии с природой, которую непременно писал с натуры.
Анцыгина Альберта Афанасьевна (род.1934) и Михаил Егорович Егоров (1932-1991). Она любила тишину, тихое пение, мягкую ткань редины, нанося неспешно узорочье национального орнамента. Он трудоголик и непоседа, вечный путешественник с этюдником и рюкзаком за спиной. Она компанейский человек, он молчун, прячущийся в лесах и дубравах.
Она живет памятью о нем, пишет стихи, посвящая ему свои песни. Он ушел из этого мира, оставив о себе великую память, терзающегося человека, но поднявшегося над временем как художник, ибо талант его не был "в услужении жесткой покорности".
Чуть-чуть не дожив до своего 60-летия Михаил Егоров готовил свою персональную выставку, но так и не успел узнать, что получилась она грандиозной, ошеломляющей, что выставка привлекла к себе внимание не большими монументальными полотнами, над которыми бился, страдал от собственной неуверенности. А теми "этюдами", которые относил к штудиям, среди которых было больше всего стандартных картонов 70х50 или 80х50, без оформления, и которыми не очень дорожил. Стопку этих картонов - "этюдов", надо было увидеть, и стоило их расставить и рассмотреть, как происходило преображение - ты куда-то попадала: в дубовую рощу, в Заволжье на тихое озеро Астраханку, под могучую крону дуба-богатыря, в мордовские леса. Или переносилась в тихую заполярную Игарку, куда Егоров получил направление на работу учителем рисования и черчения после окончания Чебоксарского художественного училища. Или в деревню Чемурша Чебоксарского района Чувашии, где родился, вырос, где жила мать с сестрами, к которым был привязан и которых любил.
С 1958 года начал работать в Творческо-производственных мастерских художественного фонда РСФСР, где тридцать три года занимался производственно-оформительским "творчеством", заработав славу "лучшего шрифтовика". Ни разу не сорвал выполнение заказа. Холсты-афиши персональных выставок других художников, республиканских, передвижных появлялись во время, как и плакаты, соцобязательства. Егоров был бессменным секретарем партийной организации. Но так и не смог многого понять в социалистической действительности из-за ложного самосознания занятости общественной работой. Лишь равнодушие людей, за которых постоянно голосовал на партийных собраниях, входивших в состав выставкома зональной выставки "Большая Волга", безразличных к его судьбе, когда не хватило лишь одного голоса при голосовании за его работу, не прошедшую на выставку, больно ранило его, тогда понял, пора отказаться от партийного секретарства, которому было отдано столько сил и времени.
Дневник художника - невероятный документ. Поразительно то, что ни упрека, ни жалобы, ни на кого, лишь о себе. Открыл для себя, что нет ничего более простого и более сложного, чем сама природа. Муки творчества терзали, восклицал о себе "Дилетант!" Сам же не замечал, как накопилось мастерство, как накопился опыт, как обострилось то умение видеть и отбирать нужное, именно в "этюде", "отбирать" на натуре, контролируемое сознанием художника "произведение". Изящество, тонкий вкус, какие-то едва уловимые оттенки, живая жизнь природы, глаза озер. Писались в разные годы, но тянуло и тянуло, снова и снова писать. Не любовь, а ожидание любви, не законченное произведение, но сам процесс созидания его, наслаждение письмом, созидательная мощь чувства, сопричастность, воссоздание того, что видишь, радость отдачи этой красоты людям. Разве можно было словами это объяснить. Как же точны в наблюдениях живописца все тончайшие изменения в природе, происходящие весной. В холстах и картонах "Песни о Дубе" нет больших пространств, нет эпических, монументальных композиций и какое бы вокруг не было окружение - Дуб царит над всем и всеми. Гордые дубы. Цветущие дубы. Почему шел к дубам, к этому дереву? Находил в нем утешение? Отождествлял ли себя с дубом, борющимся с врагом - болью внутри себя. Видимо, хотелось через "Дуб-богатырь" увидеть свою мечту - возвышающегося над всем и всеми царственного, свободного и могучего человека.
То время ушло, боль осталась в душе Альберты Афанасьевны.
После той выставки она не захотела рознить удивительные серии весенних, летних, осенних, зимних "Дубов", да и другие "мысли, чувства, переживания" в полотнах художника, мужа, друга, соратника по искусству. Сохранила в единстве, в единении, оставив на хранении в фондах музея. Сегодня в залах они вместе - мужественные полотна Михаила Егорова и тонкое, изысканное светлое рукоделие Альберты Анцыгиной.
Выставка работает в Чувашском государственном художественном музее.
Куратор - М.А. Карачарскова.