12 июля в Государственном центре современного искусства состоится открытие видеоинсталяции Нины Котел "Еще счастливей".
Первой видео работой Нины Котел была инсталляция 1995 года "Ядовитые выбросы украшают ландшафт". Пойманные в мониторы дымы лениво выплывали из фабричных труб в такт тягучей мелодии Пьяцолы. Видеокамера стала для художника инструментом, позволяющем запечатлеть время и объект внимания, не останавливая движения. Потом появились: "Коллапсфера", "Вместе спокойно", "Gothem-city" и другие. В формат видео Нина Котел перенесла тот интерес к сопоставлению разномасштабных миров, который проявился ранее в ее живописных работах. В видео проектах Нина Котел сохранила взгляд художника, выявляющего незамечаемое, и приближающего к нему взгляд настолько, что предмет изображения, разрастаясь, не вмещается в рамки отведенной "плоскости".
Выставка Нины Котел в ГЦСИ представляет собой видеоинсталляцию, состоящую из двух проекций на стены зала видеофильмов "Венчание" и "Еще счастливей" - молодая супружеская пара в интерьере ремонтируемой будущей детской комнаты рассказывает о себе. Перед проекциями на табуретках стоят мониторы с изображениями смотрящих фильмы членов семьи героев. Перед входом в зал - монитор с записью изображения еще одного члена семьи. В углу - видеосъемка деревенского дома - "родового гнезда".
"Нас венчали не в церкви, - пели передовые русские люди в XIX в. - ... постель постилали любовь да свобода".
С венчанием связано много прогрессивных предрассудков. В левой среде на венчание было наложено табу: мещанство… И раз уж брак, то обязательно неравный. Знаменитая картина Василия Пукирева убеждает в том, что в XIX в. юных красавиц из бедных, но интеллигентных, семей выдавали исключительно за беззубых старцев.
Большевики первым делом отменили церковные браки. Да и вообще любые браки. А всякое сожительство, даже однополое, приравняли к законному супружеству. Революционно настроенная и деморализованная части населения следовали новым обычаям, которые, однако, оказались неудобны практически. Хотя и брак тогда можно было заключить за пять минут, а развестись за две, причем по инициативе любого из супругов и в любой момент. Отчество же и фамилию своему ребенку юная мать имела право записать в свидетельстве о рождении любое. А потом ещё и подать на алименты на кого угодно.
Путаница в любовно-брачных отношениях царила невероятная. Поэтому тов. Сталин, в своей личной жизни настоящий большевик, стал закручивать гайки.
Чтобы укрепить семейные отношения в передовых слоях молодежи устраивали комсомольские свадьбы. На картине Юрия Пименова "Свадьба на завтрашней улице" (1962) советский оптимизм 60-х соединился с космополитизмом: невеста в модном белом платье с декольте, а жених в элегантном черном костюме идут по дощатому настилу новостройки.
Со временем оптимизма поубавилось. А советские обряды, когда приземистая тетенька с обширным бюстом и лентой с гербом союзной республики поздравляет молодоженов от имени этой самой республики, стали восприниматься как комичные. В пику им вольнодумцы стали венчаться. Тайно. Правда, и в суровое сталинское время многие смельчаки венчались. Тоже тайно. А ведь за это могли не только из партии и комсомола выгнать, но и с работы.
В 90-е всё, забытое феодально-байское, снова в обиходе - теперь в модном. Венчание вошло в пакет девичьих грёз вместе с фаллическими розами, циклопическими мягкими игрушками и свадебными путешествиями за рубеж.
За десять лет, однако, и этот обычай, как и всякий другой, кое-как утрясся и потерял свой хрестоматийно и нарочито реакционный смысл.
В общем, венчаться - здорово! Правильно. Не регрессивно.
Герои Нины Котел, Елена Подъемщикова и Павел Филипповский, познакомились на работе - в учреждении культуры - Государственном центре современного искусства. Молодые люди полюбили друг друга. Год прожили вместе. И, в конце концов, поженились. А так как церковный брак так и не был восстановлен, молодые сначала зарегистрировали его в ЗАГСе, как в прошлом простые советские люди, но увенчали его венцами в церкви Воскресения на Успенском вражке - духовном прибежище московской творческой интеллигенции с советской поры.
На открытии выставки состоится перформанс, актёрами которого станут члены семьи. Отец мужа и его сестра сидят перед проекцией ролика с венчанием, а родители жены смотрят видео с интервью молодых. Съемка смотрящих проходит в реальном режиме и на следующий день появится на мониторах.