17 июня в 16.00 Государственная Третьяковская галерея на Крымском валу (залы №№ 41-42) приглашает на выставку Бориса Заборова.
Выставка представляет наиболее полный спектр творчества художника - живопись, станковая графика, коллаж и скульптура. Последний раз в России произведения Бориса Заборова экспонировались около десяти лет назад.
Борис Заборов родился в Минске в 1935 году. До 1954 занимался в Минском художественном училище, в 1955-58 годах учился в Ленинграде в институте им. Репина, затем - в Суриковском институте в Москве, который закончил в 1961. Был членом Союза художников, приобрел достаточную известность как иллюстратор и театральный художник. Его графические серии и иллюстрации к произведениям классической литературы постоянно экспонировались и печатались на страницах отечественной периодики 1960-1970-х годов, отмечались премиями и дипломами. В 1981 году художник уехал в Париж, чтобы начать все с чистого листа. Осуществление давней мечты заняться станковой картиной совпало с достаточно сложным процессом самоопределения художника в ситуации современного искусства 1980-х годов. Внимание Бориса Заборова привлекла незнакомая советскому искусству культура бытования фотографии на арт-сцене, в особенности - культура фотографии vintage, аккумулирующая некий протяженный во времени исторический опыт. Старая фотография стала сначала предметом изучения, а затем на долгие годы основой произведений художника.
Старый студийный фотоснимок, с которым работает художник, становится основой живописного произведения, имитирующего визуальность старой фотографии, моменты ее бытования - утраты, царапины, следы прожитой жизни. Но Заборова, который остается живописцем в полном смысле слова, старая фотография привлекает именно как светопись, как продукт когда-то совершившегося соприкосновения лучей и пластинки. Созданная художником галерея анонимных персонажей - дети, подростки, семейные группы, одинокие старики, - люди обыденные, приземленные, некрасивые и даже с определенными аномалиями. Почти все портретируемые смотрят на зрителя в упор, и в то же время они смотрят в глаза совсем другим людям, людям прошлого, что создает ощущение протекания времени и напоминает о конечности земного пребывания.
Своеобразной квинтэссенцией культуры для Бориса Заборова является книга - хранительница человеческих знаний и опыта, существование которой в эпоху новых технологий и медийного пространства, по мнению художника, находится под угрозой. Создаваемые автором в последнее десятилетие скульптурные объекты - руинированные бронзовые книги и альбомы с истлевшими и обтрепанными корешками - посвящены этой теме.
Выставка открыта до 18 июля 2004 г.