С 18 по 24 мая в Музее кино пройдёт кинофестиваль "Польская весна", который представит московским зрителям и гостям столицы уникальную возможность познакомиться с современным польским кинематографом молодых режиссёров, в т.ч. и дебютантов. На фестивале будут показаны свыше 20 работ молодых польских кинематографистов трёх последних лет, отмеченных высокими призами и наградами на многих международных фестивалях молодого кино, из которых лишь с одной (!) российская аудитория успела познакомиться на фестивале польского кино,
который недавно прошёл в Доме кино.
Специальные события фестиваля:
- Показ фильма Андрея Хржановского "Полтора кота" и вручение режиссёру диплома с Краковского кинофестиваля (Фестиваль анимационного и документального кино в Кракове),
- Эксклюзивный показ шедевра Витольда Лещиньского ЖИТИЕ МАТЕУША ("Житие Матфея", 1967).
Организаторы: Польский культурный центр в Москве и Национальная фильмотека в Варшаве.
Дополнительные материалы: Польша в фильмах молодых
Молодые кинематографисты о польской действительности Кино - это развлечение для молодых людей, поэтому, естественно, представляется, что его должны создавать люди молодые. Проблема, однако, в том, что дебютировать в Польше теперь стало гораздо труднее, чем когда бы то ни было - если, конечно не удаётся выбрать путь независимого кино (под
которым понимается реализация фильма без участия государственной кинематографии) или же целиком взять на себя абсолютно все издержки. Фильмы, которые отобраны для московского показа, очень разные, если говорить об идее их создания: два из них - "Варшава" Дариуша Гаевского, и "Беллиссима" Артура Урбаньского - из телевизионного цикла "Поколение 2000",
инициативы, которая затевалась ради возможности дебюта самых способных молодых профессионалов, выпускников киношкол; "Симметрия" Конрада Невольского - продукция совершенно независимая, в создании фильма "Превращения" Лукаша Барчика участвовало общественное телевидение Польши. Что объединяет эти фильмы? Пр ежде всего, кинематографическая интуиция их создателей, которая выражается в невероятной способности слышать проблемы современности, и особенно проблемы молодёжи. Каждый из этих фильмов
касается - на первый взгляд - единичных случаев, но из каждого легко сделать обобщающий вывод. А главное, что авторов этих фильмов объединяет общая, особая чуткость, желание сохранить художественную форму вопреки натискам действительности.
Новая форма.
Ещё дальше идут создатели фильмов этого сегмента программы. Три фильма "Ангелус" Леха Маевского, "Двойной портрет" Мариуша Фронта и "Зажмурь глаза" Анджея Якимовского - ярко свидетельствуют о том, что даже малобюджетная польская кинематография, которая борется за своё место на рынке кино, может создавать великолепные образцы действительно
высокохудожественной кинопродукции. Превосходно снятый фильм "Ангелус" посвящён метафизическим процессам, а несколько неровный "Двойной портрет" ставит вопрос о самосознании
художника, готовящего себя к дебюту в кинематографе. Появившийся как абсолютно независимый проект группы кинематографистов фильм "Зажмурь глаза" поднимает вопрос о смысле жизни как в универсальном смысле, так и в контексте польских реалий в начале XXI века. Фильм Якимовского стал событием последнего фестиваля в Гдыни - ус тупив, правда, в конкуренции за Гран-при фильму "Варшава", но при этом выиграл специальный приз плюс премии за операторскую работу, режиссёрский дебют, сценографию и костюмы (соответственно фильм "Варшава" наряду с Гран-при получил призы за режиссёрскую работу, сценарий, монтаж, за актёрскую работу Доминики Осталовской).
Известные режиссёры - новые фильмы: "Порнография", "Божьи крохи", "Вайзер", "Туда и обратно"
Активный натиск молодых не означает, что известные мастера готовы с лёгкостью уступить поле деятельности. Особенно, если они могут ещё так много сказать как, например, Ян Якуб Кольский в фильме "Порнография", где великолепно сыграл Кшиштоф Майхшак, - довольно спорной экранизации прозы Витольда Гомбровича, поднимающей вечно актуальную проблему национальной тождественности. Подобные мотивы звучат и в картине "Божьи крохи" режиссёра Юрека Богаевича, который работает в США: это попытка взглянуть на трагедию
холокоста с позиции польской деревни времён гитлеровской оккупации. В свою очередь, фильм "Вайзер" режиссёра Войчеха Марчевского по волнующей повести Павла Хюэлле затрагивает проблему польско-немецко-еврейских взаимоотношений на территории культурного пограничья - как Гданьск в литературном произведении) и Нижняя Силезия (в фильме). "Туда и обратно" режиссёра Войчеха Вуйчика - автора очень популярных сериалов политической тематики, показывающих, что западные образцы великолепно вписываются в польские реалии - это основанное на фактах и легенде путешествие в суровые 60-е годы, которое достаточно ярко высвечивает сложные повороты польских судеб.
Короткий метраж. "Я тебя люблю", "Кафедральный собор", "Преступление и наказание", "Мужское дело"
Действительность польского кинематографа не благоприятствует развитию короткометражного польского кино, хотя следует сказать, что именно с ним связаны самые большие успехи наших кинематографистов на международных кинофорумах. Список премий, которые завоевал фильм Славомира Фабицкого "Мужское дело", очень длинный - завершается он номинацией на премию Оскар. Это очень впечатляющий фильм, острый по содержанию, всегда актуальный, который вместе с тем вселяет надежду на возрождение польского детского кинематографа. Компьютерная работа "Кафедральный собор" Томека Багинского, получившая номинацию на "Оскара", может рассчитывать на то, чтобы стать культовым фильмом-аллегорией о человеческой судьбе, основанным на прозе science fiction. Именно так следует оценивать и фильм "Я люблю тебя" Павла Боровского - шокирующее наблюдение на мотив места женщины в современном
мире. "Преступление и наказание" одного из крупнейших мастеров жанра Петра Думалы, по произведению Федора Достоевского, демонстрирует неугасающий интерес польского режиссера, использующего редкую для анимации технику гипсовой гравюры.
Время зрелости
За прошедшие 15 лет польская кинематография прошла длинный путь. Если измерять его лишь исключительно успехами на прошедших кинофестивалях, то было нечем особо похвастаться, хотя справедливости ради следует отметить, что достаточно было и очень высоких, престижных наград (вспомнить хотя бы ошеломительную победу картины "Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем" режиссера Кшиштофа Занусси, показанную в Москве, или огромный успех фильма Романа Полански "Пианист" в Канне). Необходимо было
встать на ноги, окрепнуть, освоить новый киноязык, выработать новые принципы кинопроизводства. Со всех точек зрения - это всего лишь начало пути, и все же самое важное достигнуто: польский фильм снискал доверие польского зрителя, растет число отечественных кинопроизведений, способных собрать в кинотеатрах миллионы зрителей. На смену приходят талантливые
художники: все громче заявляют о себе молодые кинематографисты, которые ориентируются в проблемах и знают как достучаться до своих ровесников. Окажется ли кино вновь "важнейшим из искусств"? Не исключено, хотя и сомнительно, что наступят еще те времена, когда этот лозунг вновь обретет свой политический контекст. Из статьи Конрада Е.Зарембского для каталога
кинофестиваля "Польская весна", перевод А.Гвозд.
Также в рамках фестиваля состоится специальный показ бессмертного шедевра Витольда Лещински "ЖИТИЕ МАТФЕЯ" (Польша, 1967)
Один из самых прославленных фильмов Польши конца 60-х, так и не получивший проката в Советском Союзе ( беспрецедентный случай, учитывая популярность польских кинематографистов в СССР!) в связи с очевидными библейскими аллюзиями и антиполитическим настроем. Матеуш, и Ольга, брат с сестрой, ведут затворнический образ жизни у озера. Затворнический - потому как Матеуш, с его репутацией полусвятого-полусумасшедшего, не может ни жить, ни работать в этом мире. Но однажды он приведёт в дом симпатичного дровосека, которому суждено сыграть
роковую роль в жизни Матеуша…
Режиссёр Витольд Лещински.
Сценарий - Витольд Лещински, Войцех Соларц (по роману Тархея Весааса).
В ролях: Францишек Пичка, Анна Милешка, Александр Фогиль.
Призы и награды:
Участник МКФ в Каннах, 1968 (Гран-При).
Приз "Серебряный Хьюго" актёру Францишек Пичка на МКФ в Чикаго.
"Золотой шпиль" - МКФ в Валладолиде, 1969.
Приз за лучший фильм и приз общества критиков Кайлона на МКФ в
Коломбо-1969. Номинация на лучший фильм на МКФ Аделаида-Окланд, 1970.
Программа:
18.V 18.00 - Открытие кинофестиваля. Пресс-конференция. "Полтора кота",реж. А.Хржановский, 2002. "Варшава", реж. Д.Гаевский, 2003
19.V 18.45 - "Туда и обратно",реж. В.Вуйчик, 2001
21.00 - Цикл "Короткий метраж". "Я тебя люблю",реж. П.Боровский, 2003. "Кафедральный собор",реж. Т.Багинский, 2002. "Преступление и наказание",реж. П.Думала, 2000. "Мужское дело",реж. С.Фабицкий, 2001
20.V 18.45 - "Симметрия",реж. К.Невольский, 2003
21.00 - "Вайзер",реж. В.Марчевский, 2000
21.V 18.45 - "Божьи крохи",реж. Ю.Богаевич, 2001
21.00 - "Двойной портрет",реж. М.Фронт, 2001
22.V 18.45 - "Зажмурь глаза",реж. А.Якимовский, 2003
21.00 - "Ангелус",реж. Л.Маевский, 2001
23.V 18.45 - "Порнография",реж. Я.Я.Кольский, 2002
21.00 - "Превращения",реж. Л.Барчик, 2003
24.V 18.45 - "Житие Матвея",реж. В.Лещинский, 1967
21.00 - "Беллиссима",реж. А.Урбаньский, 2000