Государственный центр современного искусства приглашает Вас 13 мая в 18-00 на открытие перформативной инсталляции Лизы Шмитц (Берлин - Москва).
"Библиотека безгранична и циклична. Если вечный странник обмерил бы ее в каком-нибудь направлении, то спустя столетия он бы выяснил, что одни и те же тома возвращаются в том же беспорядке (который, повторяясь, был бы порядком: порядок) Мое одиночество тешится этой изящной надеждой" (Хорхе Луис Борхес)
Государственный центр современного искусства представляет выставочный проект худодницы Лизы Шмитц /tmp/mapping_03/moscow/ncca. Художница работает в междисциплинарном контексте. Ее проектам часто присущи гибридные формы, выражающиеся в применении аналоговых и цифровых средств (инсталляция, объект, текст, фотография, перформанс, коммуникативный проект, видео, перформанс, рисунок, интернет, анимация). Это соответствует ее творческой интенции. При этом особое внимание уделяется визуально-тактильным качествам, чтобы усилить эффект сбивающего с толку воздействия.
В выставочном пространстве ГЦСИ будут представлены книги, стоящие на книжных полках в перевернутом виде, так, что зритель не сможет увидеть их названий. Та же тема перевернутых книг и журналов из частных библиотек русских художников, философов и писателей будет отображена в видеопроекции и фотосерии. Художница разрабатывает эту тему с 1993 года в различных институтах и научных учреждениях, таких как Fermilab в Чикаго, Патентное бюро в Берлине, Исследовательском центре Julich, институте Fraunhofer, St.Augustin, Высшей школе медиа искусств в Кельне и на Бирже в Нью-Йорке.
Идея проекта основывается на эстетическом принципе минимального вмешательства. Перевернутые книги создают цельные и сжатые поля духовного пространства, ландшафтов, которые активно участвуют в создании образа нашего сегодняшнего "общества знания". Этот формальный принцип, в который укладываются книги, картины, записки, а также объекты, несущие визуальную или текстовую информацию, погружает зрителя в состояние медитативного анализа намерений и последствий духовной деятельности, а также неизменно исследующей и дающей новый порядок человеческой потребности к творчеству и тяги к познанию. Книги содержат и в равной мере являются медиальными аватарами (воплощениями) для дифференцированных теорий и многослойными желаниями, страхами, маниями, планами, предположениями и утопиями, цель которых познать и представить состояние современного нам общества манипулятивным (mani pullere) образом. Контролирующие, организующие, формирующие, украшающие (ornare/ordinare) руки, которые служат зеркалом для материализованной текстуры.
Книги завораживают, так как находящаяся внутри них подрывная сила распространяет власть во всех направлениях. Книги могут соблазнить, запутать, успокоить, возбудить и ввести в состояние аффекта. Они могут быть как духовной пищей, так и мусором. Книги принадлежат нашей повседневности, как стиральная машина, кровать и компьютер. Они окружают нас и являются источниками силы с опустошающим воздействием. Они требуют внимательности и забирают энергию.
Библиотека - это постоянно изменяющийся живой организм. Но живет он только тогда, когда активно используется. Иначе он разрушается в пыльном долгом сне, в culture morte.
В рамках проекта:
13 мая, 18.00 - Перформанс: Лиза Шмитц, Дмитрий Пригов, Владимир Тарасов.
19 мая, 19.00 - Презентация новых проектов Лизы Шмитц.
В рамках программы "Творческие мастерские". Руководитель программы: Леонид Бажанов. Куратор: Ирина Горлова. Координатор: Кирилл Царев.