Эйзенштейн-центр представляет 19 апреля, в 18.00, в Музее кино презентацию книги Наума Клеймана "Формула финала".
Книгу составили статьи Наума Клеймана разных лет, посвящённые творчеству Сергея Михайловича Эйзенштейна, насущным проблемам кинематографа и вопросам истории советского кино, а также беседы разных лет с ведущими киноведами мира.
Все они были ранее опубликованы в журнале-альманахе "Киноведческие записки" и впервые собраны под одной обложкой его друзьями и коллегами, историками кино Александром Трошиным и Константином Огневым.
На мероприятии, организованном Эйзенштейновским центром исследований кинокультуры, с поздравлениями выступят друзья и коллеги Н.И.Клеймана: режиссёры Юрий Норштейн, Давлат Худоназаров, Марлен Хуциев, Андрей Хржановский; киноведы Владимир Забродин, Виктор Листов, Евгений Марголит, Наталья Нусинова, Александр Трошин.
Будут показаны уникальные архивные киноматериалы, а также фрагменты фильмов, созданных при содействии Наума Клеймана.
Наум Клейман - историк кино, один из ведущих мировых специалистов по творчеству С.М.Эйзенштейна. Участвовал в восстановлении эйзенштейновских фильмов "Бежин луг", "Броненосец Потёмкин", "Октябрь", "Старое и новое". Хранит наследие Мастера в созданном по его инициативе Мемориальном кабинете Эйзенштейна на Смоленской улице, 10, издаёт эйзенштейновские тексты, организует выставки, участвует в международных конференциях, читает лекции, преподаёт на Высших курсах сценаристов и режиссёров, участвует в различных международных семинарах по истории кино, работает в жюри крупнейших международных кинофестивалей. Автор фильма "Дом Мастера" (1998), удостоенного премии "Тэфи". Директор Музея кино. Член Европейской киноакадемии. Заслуженный деятель искусств (1998). Награждён Орденом искусств и словесности (Франция, 1992, Медалью имени Гёте (Германия, 1995), орденом Академических пальм (Франция, 2002), Кавалерским крестом Ордена Заслуги Республики Польша (2003). Также лауреат других премий: Международной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ (МКФ в Москве, 1987), Гильдии киноведов и кинокритиков России и фестиваля "Белые столбы" (1998), имени Жака Митри (МКФ в Порденоне, Италия, 1994), имени Мела Новикова (МКФ
в Сан-Франциско, 1994), приз Европейской киноакадемии "Феликс" (1993).
Александр Трошин. Из вступления к книге "Формула финала".
"…На Смоленскую он, при нынешней своей занятости заглядывает реже, главным образом в выходные или взяв в будний день тайм-аут в Музее, чтобы подготовить к изданию неопубликованные тексты Мастера, написать к ним комментарии, подобрать иллюстрации, обсудить проект новой выставки, принять иностранного гостя, дать очередное интервью телевизионщикам… Международные конференции, выставки, ретроспективы, подготовка изданий, лекции на Высших сценарных и режиссёрских курсах, интенсивное общение с кинематографистами, киноведами - у нас и за рубежом. А ещё Музей кино, любимое место столичных синефилов… Там делается титаническая, благороднейшая, увлекательнейшая
работа (для всякого, кто любит искусство кино), бесценная работа, но делается она в состоянии перманентной борьбы за право на неё. Мы, друзья Наума Клеймана и его соратники (по журналу "Киноведческие записки", где он постоянный член редколлегии и постоянный автор; по другим издательским и учебно-образовательным проектам) порой думаем, что, может быть, прав он,
когда на очередном витке борьбы за Музей у него срываются фразы типа "Нет, надо уходить, нет больше сил воевать"… и т.п. Блестящему учёному, учёному мирового уровня, ему бы действительно уединиться на Смоленской, подготовить к изданию всего неизданного Эйзенштейна, написать, наконец, давно задуманные статьи и книги, читать лекции студентам (университеты и киношколы мира забрасывают его предложениями), вместо того, чтобы разрываться между судами и министерскими кабинетами, искать помощи и защиты… Но мы же понимаем, что Наум без Музея кино не сможет, потому что он не директор его (по приказу и министерской табели), а автор. Музей - его выношенное детище, его художественное, если хотите, произведение. И всё-таки обидно, что собственные книги Наума Клеймана отложены - "до лучших времён". Когда они ещё наступят, эти "лучшие времена"?
Мы решили больше не ждать и, пока Клейман, выкраивая время в плотном расписании своей жизни, складывает очередной эйзенштейновский том, решили сложить его книгу - из того, что им уже написано в разные годы, из того, что проговорено (на конференциях, в лекциях, беседах) и опубликовано в журнале "Киноведческие записки" и в других изданиях "Эйзенштейн-центра". К
этому добавлена - в нарушение принципа - ещё лишь одна статья: из сборника 1968 года "Вопросы киноискусства". …
Сам Наум Клейман наверняка сложил бы иначе свою книгу - если бы было время. И надеемся, рано или поздно он её сложит. А пока мы рискнули (втайне от автора!) сделать это без него - в порядке препринта - и подарить ему. Случай в издательской практике нечастый, но, согласитесь, понятный. Нам всем давно нужна его книга - коллегам по профессии и исследователям других
областей культуры, студентам творческих и гуманитарных вузов, его благодарным слушателям в Музее кино, кинематографистам."
1 декабря 2003 г.