НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Анималистика в русском искусстве XVIII-XXI веков

c 4 марта по 4 мая 2004Санкт-Петербург
4 марта в корпусе Бенуа открывается выставка анималистики "Домашние и дикие" из собрания Государственного Русского музея. Такая выставка, посвященная отражению животного мира в разных видах изобразительного искусства, устраивается в Государственном Русском музее впервые. Особенностью настоящей экспозиции является комплексный показ скульптурных, графических, живописных произведений, работ декоративно-прикладного характера, творчества мастеров народного искусства из собрания музея. Выставка отмечает этапы и направления развития жанра в России XVIII-XIX веков, но ее основу составляют произведения, созданные после 1900 года и представляющие многообразие тематических линий, и трансформацию жанра на протяжении столетия.

С утверждением в России XVIII века "светского" искусства внимание художников параллельно с интересом к образу человека, обращается и к миру животных. При царском дворе создаются портреты четвероногих любимцев, "высокородных" животных увековечивают в фарфоре. В России восемнадцатого века даже существовала квалификация - "звериного художества мастер". Натурное рисование, стремление к достоверности отображения зверей и птиц мастеров XVIII века, подготовили расцвет анималистики в следующем столетии.

В XIX веке в произведениях искусства во главу угла ставится точность воспроизведения внешнего вида и объективное отражение проявлений натуры животного. Беспристрастный взгляд художника на "звериную модель" сохранялся многие десятилетия. В этот период образы домашних животных преобладают в станковых композициях - это сцены крестьянского быта, картины войн и парадов. Дикие звери и птицы появляются в охотничьих сюжетах или путевых набросках (И.С.Клаубер "Изображение совы, пойманной на корабле близ Японского берега", 1813 - гравюра по рисунку с натуры В.-Г.Тилезиуса 1804 года).

В отдельную тему анималистического искусства выделяются кони. Сельское хозяйство, военные действия, охота и развлечения не обходились без лошадей, набирали силу конные заводы, а потому естественно внимание художников и скульпторов к этим красивым и выносливым животным. Среди работ на тему лошадей, особое место занимают графические работы А.О.Орловского ("Раненая лошадь", 1809), Н.Е.Сверчкова (из "Альбома коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших заводов России", 1846-1852).

Безусловное же первенство принадлежит П.К.Клодту, с именем которого связано окончательное утверждение анималистического жанра в скульптуре России. Он был автором знаменитых петербургских памятников, в которых неизменно присутствовали изображения животных , а многочисленные модели скульптора стали своего рода эталоном в изображении лошадей. В его станковой пластике отражаются точные жизненные наблюдения, но также появляется и эмоциональная выразительность образов ("Кобыла с жеребенком", 1845-1855). Ученик П.К.Клодта, отставной полковник Н.И.Либерих сумел найти свою тему в анималистике. Он изображал преимущественно персонажей охотничьих сцен, создавая не только композиции, но и "портреты" животных ("Густопсовая борзая Славный", 1874).

Развитие анималистики в живописи связано в первую очередь с именами Н.Е.Сверчкова ("Волки", 1885; "Борзая собака с лисой", 1890), поднявшего в своих произведениях зоологическую тему до уровня портрета и жанровой картины; П.П.Соколова, в живописных холстах которого ("Вьюга. (Пурга), 1886) и в акварелях, изображающих охотничьи сцены, животные всегда занимают ведущее положение. В рисунках и картинах А.С.Степанова, анималиста и пейзажиста, жизнь зверей, раскрывается в естественной для них среде обитания ("Травля волка", "Напуск гончих", "Лоси в лесу"). Соколов и Степанов принесли свое видение природы и в искусство книжной иллюстрации (П.П.Соколов. "Генерал Топтыгин", 1875).

Фигурками зверей или птиц, связанных либо с родовой геральдикой изображенной персоны либо со спецификой ее профессиональных занятий, в Х1Х веке иногда украшались персональные рамы к портретам ( рама к "Портрету И.Р.Тарханова" И.Е.Репина). "Звериные образы" появляются и в медальерном искусстве, где животные предстают не только представителями конкретной породы, но и носителями характеров, а иногда и определенных настроений (Л.Х.Штейман. "Медаль общества любителей породистых собак", 1888).

Новый этап в истории жанра анималистики наступает на рубеже XIX и ХХ веков, когда изображение "братьев меньших", начинает основываться и на потребности художника сопереживать, выражать свое отношение к животным. В это время свои лучшие произведения создает А.Л.Обер ("Белый медведь", 1898). в творчестве которого впервые появляется интерес к передаче индивидуальных характеров животных.

Переходом от академически стройной картины существования анималистики девятнадцатого века к пестрому полотну двадцатого можно считать творчество В.А.Серова, Л.В.Туржанского - в живописи и графике. Не будучи собственно анималистами, они проложили путь к образно-психологической и эмоционально-лирической трактовке животного. На смену внешне достоверным, но отстраненным образам аллегорических композиций приходят наполненные жизнью звери и птицы с выраженными особенностями характеров. В.А.Серов в иллюстрациях к басням И.А.Крылова (1911) выразил общность поведенческих черт зверя и человека. Мистические, знаковые фигуры обрели реальную "плоть и кровь" в живописи Н.К.Рериха ("Зловещие", 1901).

В 1900-1910-е годы домашние животные становятся полноправными участниками городских сцен . Образы домашних животных выдвигаются живописцами на первый план, вне зависимости от принадлежности художника к тому или иному художественному течению, будь то рассказ о бытовых коллизиях (И.Л.Горохов "Жанровая сцена с курами и плачущим ребенком", 1900),философские размышления (П.Н.Филонов "Коровница") или концептуальные построения. Дикие звери и птицы постепенно перестают быть героями драматичных картин охоты и все чаще предстают как объекты заботы человека , живущие на свободе или обитающие в зоопарке .

Знакомство с европейскими зоопарками и, в частности, парижским, привело к появлению большого количества "звериных портретов", выполненных с натуры. (А.Добров "Манчжурские журавли", "Кондоры" 1911, Н.И.Альтман "Федька, уроженец Парижа" (между 1928 и 1935). Профессиональное художественное творчество одного из крупнейших анималистов ХХ века В.А.Ватагина началось с рисования в зоопарке и его переход к занятиям скульптурой связан с впечатлениями от европейских зоосадов. Работа над научными иллюстрациями к трудам профессора-орнитолога М.А.Мензбира, в Московском университете, где Ватагин обучался в начале ХХ века на естественном отделении физико-математического факультета, способствовала пополнению фундаментальных естественнонаучных знаний будущего скульптора. Художник работал в дереве, камне, бронзе, керамике, перламутре, кости, придерживаясь принципа - выполнять все произведения только своими руками, не передавая их каменщикам или резчикам. Он разработал метод карандашного наброска с живой натуры; свой способ работы в твердом материале; открыл свои красители для дерева; принес профессиональную точность ученого в скульптуру и станковый рисунок и личностно-эмоциональную окраску - в научную иллюстрацию. Своим творчеством и теоретическими высказываниями скульптор утверждал равноправие анималистики с другими жанрами изобразительного искусства, стремился помочь ее признанию.

Второй непревзойденный мастер-анималист, сыгравший большую роль в развитии жанра на протяжении почти всего ХХ века - И.С.Ефимов. Его, ученика В.А.Серова, называли "королем животных". В 1930-е годы Ефимов нашел новый для себя материал для рисования - мягкий литографский и итальянский карандаш. А его отношение к скульптурным материалам , способствовало сближению пластического и декоративно-прикладного искусств , проявившееся позже в анималистическом жанре (Е.И.Чарушин, чернильный прибор "Медвежата", 1951, А.В.Щекатихина-Потоцкая, пепельница "Голубь", 1947; икорница с крышкой "Карп", 1951).

Анималистический жанр традиционно присутствует в книжной иллюстрации, особенно в области детской книги. В работах В.В.Лебедева, Н.А.Тырсы (который был родоначальником анималистики в детской книге),В.М.Ермолаевой животный мир становится узнаваемым и близким, благодаря любви художников к предмету изображения.

В середине 1920-х годов в Детгизе под руководством В.В.Лебедева начинает активно работать плеяда молодых творцов, среди которых анималистами по призванию можно назвать Е.И.Чарушина и В.И.Курдова. Сын губернского архитектора города Вятки, Е. И. Чарушин с детства привык к зверью. Приехав в Петроград, он часто ходил в зоопарк, наблюдая и зарисовывая там различных животных и птиц. Став детским писателем, Чарушин создал неповторимую коллекцию правдивых и трогательных образов звериных детенышей в рисунках, литографиях и даже в фарфоре. Чарушин считается одним из родоначальников эстампа для детей. Литографированные листы, выполненные в 1930-е годы, предназначались для украшения "детского" интерьера.

Для становления и развития творчества В.И.Курдова, как анималиста, большое значение имела дружба с известным орнитологом и писателем-натуралистом В.И.Бианки. Совместные поездки на Дальний Восток, на Алтай во многом сформировали Курдова как художника - иллюстратора. Его иллюстрации к книгам Бианки - от повести о саянском соболе "Аскыр" (1927) до знаменитой "Лесной газеты" (1938-1940), - в большинстве своем по форме являющиеся станковыми рисунками, стали настоящей энциклопедией жизни животных, отличаясь научной точностью в передаче облика и повадок обитателей полей и лесов, а также удивительной виртуозностью исполнения. "Всю жизнь я смотрю с восхищением на лошадей…Они меня волнуют…" - так скажет В. И. Курдов в своей книге "Памятные дни и годы". В течение всей жизни он не расставался с любимой темой: неоднократно посещал скачки, рысистые бега, бывал на конных заводах, наблюдая за резвящимся молодняком и улавливая позы, характерные для взрослой лошади. Лошадей он изучил настолько досконально, что для создания, в 1970-е годы, серий "На конном заводе", "На Псковском ипподроме" ему не потребовались дополнительные наблюдения.

Увлечение лошадьми свойственно было многим художникам ХХ века , и отнюдь не только анималисты, отдали им дань в своем творчестве. Это Р.Р.Френц ("Охота ХV века, "Битюг", 1922), В.И.Тюленев ("Весеннее утро. Рассвет", 1976), К.М.Симун ("Лошадь", 1960-е), Д.В.Прасолов ("Табун", 2002). Потомственным казаком был Н. А. Тырса, вероятно, поэтому он так хорошо знал все лошадиные повадки ("Коновязь", 1932).

Для скульптора Б.Я.Воробьева, черпавшего идеи и вдохновение в зоопарках, заповедниках, цирке, фарфор в течение продолжительного времени был основным материалом воплощения любимых тем. Воробьев стал первым скульптором, рискнувшим представить в Академии Художеств в качестве дипломной работы противоречащие нормам учебного заведения "звериные скульптуры".С этого момента интерес скульптора сосредоточивается на образах диких, необычных животных, и сквозной темой его творчества становятся черные пантеры.

В конце 1950-х - 1960-е годы скульпторов, живописцев и графиков занимает жизнь села со всеми ее радостями и печалями, проблемами и надеждами. Обостряется восприятие роли домашнего животного как друга и помощника человека (И.А.Тенета "В телятнике. (Нежность)", 1960; М.Г.Греку "Мальчик с быками", 1966).

А начиная с 1970-х годов , все чаще в поле зрения художников попадают собаки и кошки (А.И.Хаустов. "Кот", 1976; О.Ю.Скарайнис. "Кот", 1982; Д.Н.Тугаринов. "Кавказская овчарка", 1987) и начинают играть ведущие роли даже в портретах или композициях с участием людей.

Тема "рожденных свободными" нашла яркое воплощение в произведениях скульптора А.В.Марца, который посвятил свое творчество миру животных, хотя и не считался "стопроцентным анималистом". И, несмотря на его признание в том, что он подбирает зверя под тот или иной мотив формообразования, во всех кабанчиках, лисах, жирафах, рыбах скульптора любовь к животным превалирует над любыми формальными поисками.

С конца 1970-х годов восприятие животного как самоценного творения природы играет все меньшую роль. Изображения животных наполняются метафорическим смыслом, становятся выразителями размышлений художников разных направлений, о жизни, судьбе, человеке. Триптих Н.В.Богушевской "Жизнь птицы" (1980) по существу являются притчами о жизни и смерти. Все чаще человек отождествляет себя с животным, причем не обязательно в драматическом контексте (В.А.Петровичев. "Цапелька. (Автопортрет)", 1987). К 1990-м годам все эти раздумья объединяет глобальная тема экологии (В.А.Данилов. "Рыба", 1992). Теперь становится несущественным разделение на диких и домашних, поскольку человек - тоже животное. Чувствуют и страдают все одинаково. Дикие звери приходят в город , домашние персонифицируются, поднимаются выше своих хозяев (В.А.Данилов. "Кот и рыба", 1993), и пределом размывания границ между людским и животным мирами становится "Микроб" Д.В.Прасолова (2001).

www.museum.ru/N17081
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 24.08.2024  x    ?  


«Ночь кино» в Музее кино на ВДНХ

Раиса Флоренская. Живопись, графика из собрания Музея священника Павла Флоренского и частных собраний

«Ночь кино 2024» в Псковском музее

Акции «Рисуем вместе» и «Ночь кино» в Пушкинском музее

«Ночь кино» в Мультимедиа Арт Музее, Москва

Выставка "Синтез искусств в дизайне" в Ростовском областном музее изобразительных искусств

"Ночь кино" в Русском музее: новые технологии, секреты реставрации и история творческой династии Маковских

Семейный фестиваль "Открытый урок" в Летнем саду

«Княжество Рязанское» в Зарайске

Всероссийская акция «Ночь кино» в Музее Победы и его филиалах

Алексей Никанорович Комаров. Серия картин о собаках

Шестой международный фестиваль светового и медиаискусства "Ночь света" в Гатчине

Города Георгия Гольца

Взгляд в калейдоскоп. Павел Абрамичев. Галина Додонова

Фестиваль семейного творчества «Пушкинский Петербург» на выставке песчаных скульптур

«Барсучий воин». Таксы в истории, произведениях искусства и наших сердцах

Протоархив. Мутации. Сидур 1924/2024

Выставка "Гоголь. Точки соприкосновения" в Музее-квартире И.И. Бродского

Блокадный дневник архитектора Якова Рубанчика

Выставка «морозного кружева» из Вологды в Музейном центре «Палаты»

Международная конференция, приуроченная к 210-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Выставка "Шамбала XXI века" к 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха

Бесплотность. Памяти Анатолия Кулакова

Выставка «"…если будет война…". Лермонтов: судьба поэта-воина»

XV Международный экологический фестиваль искусств "КронФест" в Кронштадте

Выставка ''Москва 2024'' в Галерее живописного искусства

Презентация тактильной книги «Каспар Давид Фридрих. “Исполиновы горы”» в ГМИИ имени А.С. Пушкина

Sandbox (песочница) – совместный проект А. С. и Кати Ю в Московском музее современного искусства

Автовыходные в Архангельском

Выставка скульптуры Елены Пасхиной «Сквозь время» в Российской академии художеств

Юбилейный исторический праздник «Воевода Шуйский» в Пскове

Выставка «Свет Хий Морин» в Художественном музее им Ц.С. Сампилова

10 лет интерактивному центру «Познай себя – познай мир» в Дарвиновском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru