Подмосковная усадьба Останкино графов Шереметевых является выдающимся памятником русской культуры. Построенный здесь Н.П.Шереметевым дворец-театр (1792-1798) представляет собой редкий по художественной значимости и уникальный по сохранности памятник русского классицизма XVIII в. Почти в первозданном виде здесь сохранились не только театральный зал с машинерией и парадные интерьеры с их великолепной отделкой, но и большинство предметов обстановки - мраморная скульптура, великолепная резная золоченая мебель видных петербургских и московских мастеров, китайский и западноевропейский фарфор, лучшая французская бронза.
Особую ценность представляет собрание осветительных приборов, насчитывающее более семисот предметов, из которых почти половина находится в парадных залах дворца на своих первоначальных местах. По полноте представленного материала и художественным достоинствам оно занимает ведущее место среди останкинских коллекций и составляет уникальную часть общенационального музейного фонда.
Наиболее целостную и высокохудожественную часть коллекции составляют люстры, фонари, стенники и жирандоли из убранства парадных дворцовых интерьеров. В основном это вещи последней четверти XVIII в. русской, главным образом петербургской работы.
Одной из главных особенностей русских светильников XVIII в. являлось наличие в уборе яркого цветного акцента, поскольку именно из цветного стекла выполнялись элементы украшения центрального стержня люстр и жирандолей, а также делали поддоны, колокола и тарелки фонарей. Цветовая палитра применяемого в светильниках стекла была чрезвычайно разнообразна, в работу шло фиолетовое, красное, бирюзовое, а также желтое, синее и молочно белое стекло. В останкинской коллекции особенно многочисленны и эффектны светильники с голубым и бледно-голубым глушеным (непрозрачным) стеклом, подбиравшимся с учетом основного тона отделки интерьеров, а также с чрезвычайно ценившимся в светильниках XVIII века рубиновым стеклом, так называемым "золотым рубином", в состав которого действительно входило значительное количество золота. От теплого пламени свечей рубин загорался, золотники искрились в нем, что давало необыкновенный декоративный эффект и жаркое свечение хрусталя.
В интерьерах классицизма с его прямыми линиями, строгой симметрией и обилием яркого света, особенно важным элементом убранства являлась хрустальная люстра. Легкий золоченый каркас, сверкающие стразы, яркая стеклянная сердцевина - красная, изумрудная, кобальтовая или бирюзовая - все это создавало ощущение особой драгоценности и хрупкости. Малейшее колебание воздуха вызывало легкое движение и мерцание хрустальных подвесок, закрепленных на тонких золоченых проволочках или усах, превращая люстру в живой организм. Занимая по правилам классицизма центр зала, она являла собой род необыкновенной драгоценности, задавая тон убранства и цветового решения всего интерьера. Наряду с люстрами, самым распространенным видом осветительных приборов в XVIII в. были фонари. Их использовали в проходных помещениях и галереях с большим движением воздуха и потому стеклянный колокол, куда опускали свечное устройство, должен был защищать пламя свечей от сквозняков, а висящая внизу тарелка - от капающего воска. Останкинским фонарям старались придать как можно более великолепия и парадности: они усложнялись и конструктивно и в отделке. Свечи располагались в несколько ярусов, а на ободах закреплялись граненые пирамидки с бронзовыми колпачками и мелкими стразами на остриях.
Не менее эффектными, чем фонари были и жирандоли, которые представляют собой нечто вроде "настольной люстры" на постаменте. Как правило, их увенчивали хрустальным шпилем или короной-плюмажем, добиваясь иллюзии струящегося фонтана.
Праздничное дворцовое освещение XVIII века производило ошеломляющее впечатление на современников. Со свойственной ему поэтической приподнятостью его выразил поэт Г.Державин: "… карнизы окна, простенки, все усыпано чистым кристаллом, наполненным возженного белого благовонного воску. Граненые паникадила и фонари, висячие с высоты, а со сторон позлащенные светильники, одни как жар горят, а другие как воды переливаются и, совокупляя лучи свои в веселое торжественное сияние, все покрывали светозарностью. Какой блеск! Волшебные замки Шахерезады! Сравнитесь ли вы с сим храмом, унизанным звездами, или лучше с целою поднебесностию, увешанною солнцами".
На выставке представлены люстры, фонари, стенники и жирандоли из интерьеров Останкинского дворца. Они подобраны таким образом, чтобы показать многообразие типов и форм русской осветительной арматуры, украшавшей царские дворцы и дворянские усадьбы XVIII столетия, ее специфические художественные особенности, проявившиеся в применении широкой палитры цветного стекла и необыкновенного разнообразия хрустального убора, смелой фантазии в компоновке различных конструктивных и декоративных элементов.
На выставке представлены люстры, фонари, стенники и жирандоли из интерьеров Останкинского дворца, дополненные осветительными приборами последующих эпох из коллекции Галереи "Три Века" и частных собраний.
Галерея "Три Века" и музей-усадьба "Останкино" представляют независимый проект, приуроченный к выходу в свет иллюстрированного издания, посвященного русской осветительной арматуре конца XVIII века из коллекции музея. Из музейных собраний осветительных приборов конца XVIII века, связанных с определенными усадебными интерьерами того времени, собрание музея-усадьбы "Останкино" по полноте и разнообразию является единственным в нашей стране. Люстры, фонари, торшеры, бра, подсвечники, канделябры, жирандоли из первоначального убранства дворца сохранились до нашего времени и многие из них находятся на своих исторических местах, однако из-за недостатка качественного информационного и иллюстративного материала известны в основном узкому кругу специалистов. Подготовленный к изданию альбом, поддержанный экспозицией на XVI Антикварном салоне, поможет восполнить этот пробел.