Ярославский Художественный музей, Государственный выставочный зал "Ковчег" приглашает Вас посетить выставку Михаила Ксенофонтовича Соколова (1885-1947).
М.К.Соколов - самая яркая личность, которую дал Ярославль отечественному изобразительному искусству 1910-1940 гг. Его имя не встретишь в списках художественных объединений первой половины XX века: не примыкал, не участвовал - хотя и равнодушным к борьбе идеологических фронтов не оставался. В истории искусства сохранился как отдельная художественная "единица", и притом весьма значительная: Соколов широко известен в кругах знатоков и коллекционеров.
Его творческий путь поначалу складывался из обычных для того времени составляющих: импрессионизм, кубизм, футуризм. В 1910-х участвовал на выставках в родном Ярославле, в 1917-м показывал работы на выставке "Мира искусства" в Петрограде. Преподавание в духе авангардных течений в Ярославле, затем в Твери наталкивалось на провинциальное неприятие новых художественных форм. Поэтому в 1923-м Соколов оказался в Москве, преподавателем мастерской ИЗО Пролеткульта. "Мы были крайние левые - "футурили", делали "живописные рельефы" и прочая по положению того времени. Все это было превеликой глупостью, но все же как это было хорошо! Сколько было веры в "истину всяких измов", - писал позднее художник.
Соколов работал циклами: "Святой Себастьян", "Страсти", "Прекрасные дамы", "Странствующие комедианты", "Цирк", "Французская революция", "Музыканты, "Всадники"... К ним он обращался на протяжении многих лет; даже в лагере, куда попал в 1938 году, продолжал на крохотных кусочках бумаги выводить женские образы, скачущих лошадей, циркачей и различные портреты.
Выставка, совместно организованная Ярославским Художественным музеем с Государственным выставочным залом "Ковчег", выделяется из целого ряда небольших персональных выставок мастера, которые прошли в последнее десятилетие и в Москве, и в Петербурге, во многих городах России и за рубежом. На ней представлены произведения из частных собраний Москвы, Петербурга и коллекции Ярославского музея. Многие из них редко появлялись на выставках, а некоторые демонстрируются впервые.
Так наследие Соколова насчитывает не одну тысячу графических и живописных работ, однако, еще при жизни он многое из созданного считал утраченным. "У меня до 1923 года все, что мною создано - мною же уничтожено, ... если что сохранилось, у кого-нибудь из подаренных мною". Удивительно, но именно этот период представлен на выставке немалым числом неизвестных ранее графических работ. Это зарисовки петербургского периода (1914-1917), натюрморты и композиции со слегка кубизированной формой, изящные рисунки пером и угольным карандашом, лаконичные портреты конкретных и воображаемых персонажей. Художник был щедр на подарки своим друзьям и время сохранило эти дары.
"…я хочу вечности! Смешно. Не правда ли? Уж такой я жадный сейчас до жизни, до всего живого... Как мне хочется поделиться с Вами этой жаждой жизни, чтобы Вы поняли все очарование жизни, ее непререкаемое, - что никакие катаклизмы не могут изменить ее течения - они рябь на воде - небольшого пространства на луже от прошедшего дождя, а жизнь - полнокровный океан, безмерный, вечный, таящий в себе чудеса (чудо, которое не снилось, и мудрецам и небу, прав мой бедный Гамлет)". М.К.Соколов (Из письма Н.В.Розановой, 1947)
"Соколов был романтик в жизни и в искусстве. Искусство было его кумиром, а он его жрецом… Искусству он служил, как средневековый паладин своей даме сердца. На щите Соколова было написано старинное изречение всех рыцарей искусства: "Жизнь коротка, искусство вечно"…В искусстве он воплотил свою мечту о красоте. Он был апостолом прекрасного. Оно было его эстетическим кредо." Н.М.Тарабукин (из "Материалов для биографии Михаила Соколова" 1948)
Куратор - искусствовед , старший научный сотрудник ЯХМ Нина Павловна Голенкевич. т. 72-82-57
Выставка открыта до 9 марта 2004 года.