22 января в Мраморном дворце открывается выставка живописных работ петербургского художника Валерия Лукки, включающая около семидесяти произведений, датированных второй половиной 80-х годов двадцатого столетия - началом двадцать первого. На своем творческом пути Лукка испробовал сюрреализм и абстракцию, коллаж и поп-арт(примеры этих экспериментов есть на выставке). Работы его лиричны и драматичны одновременно, но часто также и полны иронии. Не случайно, нынешней выставке сам художник предпослал лозунг "Между хаосом и фарсом".
Валерий Лукка - один из творческой группы, в которую входили также В.Михайлов и Ф.Волосенков, сложившейся в конце 70-х и разрабатывавшей концепцию "брутальной", фактурной живописи - экспрессивный биологизм. Художники использовали в своей технике неровный, пузырящийся левкас, тряпки, металл, полимеры и другие отходы города, а также традиционные темперу и масло; стремясь передать жизненные процессы в динамике рождения, роста, разложения и умирания, создавая своеобразные картины-руины. Более 20 лет группа устраивала совместные выставки в России и за рубежом.
И сейчас пластическое изображение в произведениях В.Лукки заменяется ассоциативным коллажем: высокий рельеф, среди живописной фактур которого просматриваются древесные корни, газеты, бумажная скатерть, фрагменты одежды.
"Между хаосом и фарсом" по выражению самого художника находятся его работы из серии вариаций-импровизаций по мотивам классических произведений прошлого. Правда, исходная тема варьируется и сводится до фрагмента, а в работу могут довольно произвольно включаться портреты современников - друзей, знакомых.("Портрет В.Михайлова в духе Лоренцо Лотто"). Классические произведения разобраны художником на составные элементы, из которых создается потом нечто вроде инсталляции, в которых используются бытовые реалии (обои в вариации по мотивам И.Репина "Не ждали" или раздавленное ведро в "Эскизе к картине К.Малевича "Баба с ведром").
Любимый жанр художника - автопортрет. Однако Лукка не вписывает себя в объективный мир, а скорее выписывает себя-модель из всеобщей истории искусств. Впрочем, этот же принцип он применяет и по отношению к портретам вообще, где фигуры не выстроены конструктивно, а размыты и существуют как бы в ином - текстуальном - пространстве. При этом телесные фрагменты "всплывают" ("Исчезающая фигура") и вновь кристаллизуются в очертания новых форм. Пластический мотив развивается от узнаваемых форм к почти абстрактным. В результате изображение объекта все чаще уступает место воспоминанию о нем. Самодостаточность живописного языка Валерия Лукки роднит его искусство с искусством лирической и драматической поэзии.
Выставка продлится до 23 февраля.