23 декабря в Московском Центре Искусств (ул.Неглинная, 14) состоялось закрытие выставки "Ускользающая реальность" (Санкт-Петербург, Нью-Йорк, Москва). Автор проекта - lyudwig (Нью-Йорк, США). Соавторы - Олег Лысенко, Дмитрий Баранов (Российский музей этнографии, Санкт-Петербург, Россия). Соорганизатор проекта - Stiles & Riabokobylko.
"Ускользающая реальность" - необычный выставочный проект, выполненный в жанре развитого минимализма, с элементами интерактивности. Он состоит из фотографий и звуковой среды, но полноценно функционирующим он становится только благодаря погружению зрителя в глубокие вибрации и смыслы, заложенные в нетрадиционные по форме и содержанию визуальную и аудиосоставляющую проекта.
Проект состоит из двух частей. Первая часть проекта это звуковая среда, - песнопения буддистских монахов ("Песни пробуждения"), ритмы колокольных перезвонов, и даже расшифрованные математически и "зазвучавшие" благодаря высоким технологиям янтры (диаграммы для медитации).
Вторая составляющая проекта - три цикла фотографий. Фотографии окутаны дымкой, туманом, смогом, но, пристально вглядываясь, в них все же можно узнать предметы: Нью-Йорк (Зал 1, "Гармония в искусственном"); горы Патагонии (Зал 2, "Гармония в естественном"); самую активную за последние 300 лет Луну в августе 2003 (Зал 3, "Гармония в абсолюте"). Или что-то другое, иное. Ибо цель проекта - "инсталлировать ощущения, которые переживает практически любой человек, столкнувшись с пограничным состоянием реальности… когда мы оказываемся между сном и явью, между светом и тьмой, в момент выбора". Размытость изображения более чем принципиальна, - для проекта отбирались самые нечеткие кадры, и это ответ авторов на вопрос Л.Витгенштейна: "Да и всегда ли полезно заменять нечеткую фотографию четкой? Не окажется ли зачастую неясная именно тем, что нам нужно?"
По мысли авторов проекта - психологов, антропологов, этнологов, посвятивших себя изучению архаичных форм культуры и ее символического языка, - современный мир утратил механизм регулирования баланса. Для них "Ускользающая реальность" - "по сути, ритуал. Он разворачивается в форме ритуальной коммуникации, предполагающей целостность мира, его нерасчлененность, где различные коды утрачивают свою распознавательную, дифференцирующую функцию".
Lyudwig - новый на московской художественной сцене персонаж, родился и учился в Санкт-Петербурге, психолог по образованию, с 1995 года живет в Нью-Йорке и путешествует по России, Европе, Северной и Южной Америке. Участвовал в подготовке мультимедийных проектов и выставок в Санкт-Петербурге ("Петербургские отражения", Русский музей, 2003, незавершен), Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Москве. Свое предназначение видит так: "Главное - дать пути вовлечь себя, тогда, путь и смысл станут почти неразличимы" (lyudwig, 2003). При этом на фотографиях lyudwiga, туманных и нечетких, "лишенные привычных контрастов и теневых глубин, объекты берут на себя неожиданные функции, обостряя эстетическое восприятие. Дома предстают перед нами как сгустки тумана, а сам туман, словно в результате некоторой химической реакции, приобретает свойства камня".
Выставка "Ускользающая реальность" завершает многолетний выставочный проект Московского Центра Искусств.