14 декабря в историко-архитектурном и художественном музее "Новый Иерусалим" прошла презентация выставки "Страница ушедшего века". На выставке представлена 101 картина из собрания музея 1 пол. ХХ в.
Выставка создает особую атмосферу, таящую в себе неповторимые приметы времени. Авторов, представленных произведений объединяет очень личное, интимное отношение к изображаемому предмету. На выставке нет заказных полотен. Произведения принадлежат художникам, чье творчество не было отмечено официальным признанием.
Искусству парадному художники противопоставляли свое "негромкое" творчество. Они отстаивали право человека на частную жизнь, на вечные непреходящие ценности, и "наградой" им было обвинение в формализме, мелкобуржуазности.
Украшением выставки являются портреты Р.Р.Фалька, натюрморты А.А.Осмеркина и А.Н.Шевченко, композиции А.Н.Волкова.
Для русского искусства 1930-х годов характерна восточная тематика. Восточная культура и природа давала художникам новые впечатления учила их обобщенности и масштабности видения, уводя от натурализма и фальшивой парадности, присущей официальному искусству тех лет. Это характерно для представленных на выставке работ А.Н.Волкова и О.А.Соколовой.
Поэтизация мира обыденного, мира "вечных" ценностей характерна для творчества Л.Ф.Жегина и его последователей по объединению "Путь живописи". В него, кроме самого Жегина, в 1926 году возглавившего объединение, из представленных на выставке авторов входили Т.Б.Александрова и В.Е.Пестель.
Особое место на выставке занимает тема Москвы. Город смотрит на нас разными ликами. Москва ученика А.Родченко А.Н.Лакова - это современный ему город, с постройками конструктивистов. Любовно и проникновенно живописуют виды тихих улочек и двориков художники А.Ф.Софронова, М.К.Соколов, Е.Б.Оке, Д.Е.Гуревич, Н.П.Тарасов. Москва на их полотнах предстает не державным городом, столицей строящегося коммунизма, а скорей цветаевским "странноприимным домом".
Значительное место на выставке занимает портрет. Романтическим ореолом овеяны лучшие портреты Окса. В ранний период творчества портрет был одним из основных жанров в искусстве ученицы Фалька Б.П.Левиной-Розенгольц. Социальная заостренность проявляется во многих работах 1920-х гг. ученицы К.Малевича - Д.Е.Гуревич. В портретном жанре ярче всего проявился талант А.А.Поманского, чьи произведения занимают на выставке заметное место. Портретное искусство Е.Ф.Ермиловой-Платовой пользовалось известностью в 1930-е годы. Из-за нежелания писать портреты вождей, она была исключена из МОСХА. Для художницы важно было ее личное, заинтересованное отношение к натуре.
Выставка открыта в Выставочном корпусе музея.