С 17 ноября по 6 декабря Союз фотохудожников России представляет первую выставку из проекта "Субъективный Петербург" в галерее ФотоСоюз.
В истории Петербурга, относительно непродолжительной, все переплелось в причудливую кайму противоречий и потрясений. По воле судьбы Петербург всегда оказывался в эпицентре событий, иногда и мировых. Уже в пору рождения город величали Северной Пальмирой и проклинали, как "антихристово детище", зловеще пророчили: "Быть пусту месту сему!" и дальше было не легче: череда дворцовых переворотов, три революции, катаклизм блокады, волны репрессий... И при этом несметное число трагических людских судеб. Однако и нынешний реальный Петербург также противоречив, социально контрастен, как и в далекие годы великосветского блеска и отупляющей нищеты. Заколдованный круг. Но есть ли это олицетворение той трагической, фатальной зависимости, которую особенно остро ощущает человек творческий, от того темного, неосознанного, что разлито в природе и во внутренней организации человека, и чему должно противостоять начало светлое, которого в жизни так явно не хватает? Происходящее не может не отражаться на полуфольклорном мифотворчестве города, питающем его искусство, и, в частности, на фотографии, хотя фотография, в силу своей уникальной способности останавливать мгновение может скорее и полнее, чем какое-либо другое искусство, выстроить последовательную цепь таких мгновений, определяющих живую, нервную пульсацию города. Фотография дает возможность возвращения к уже пережитому, ибо она точно, почти документально свидетельствует о том, чего уже нет.
Большинство ныне активно действующих петербургских фотографов-художников прошли клубную школу и испытали в той или иной мере влияние андеграунда. Характерно это и для участников проекта "Субъективный Петербург".
Интересно, что несмотря на бурное внедрение в фотографию новых технологий, облегчающих работу с цветом, основная масса петербургских мастеров художественной фотографии хранит верность черно-белой светописи. При этом они, как правило, предпочитают ручную работу по собственной хорошо отработанной технологии. Отметим, что оригинальная авторская технология, при которой отчетливо выявляется почерк и стиль фотографа, приближают фотографию к рукотворности, неповторимости других искусств. Фотографы уверяют, что цифровая фотография, при всех сильных ее сторонах, не дает того ощущения таинства, волшебства, которое присуще ручному процессу при работе с "серебряной" фотографией. На будем также забывать, что специфические выразительные свойства черно-белой фотографии, ее графичность в ряде сюжетов ставят ее вне всякой конкуренции. Касается это и темы Петербурга - города, который, по убеждению художника М.В.Добужинского, имеет ярко выраженную "графичность и четкость".
Проект "Субъективный Петербург", посвященный 300-летию города на Неве, объединяет персональные выставки семи разных авторов, которые будут проводиться в Москве в галерее "ФотоСоюз" с 17 декабря 2003 г. все авторы, участвующие в упомянутом проекте, члены Союза фотохудожников России. Это люди разного возраста и разных профессий. У каждого из них свое видение родного города, который остается главной темой их творчества.
Участники проекта: Владимир Антощенков, Людмила Таболина, Валерий Дегтярев, Станислав Чабуткин, Геннадий Хорошайлов, Николай Тихомиров, Алексей Зеленский.