"Что касается Кузнецова, то ясно, что в течение семи десятилетий ХХ века его творчество всегда было причастно к высшим достижениям русского искусства. Сквозь все перемены Кузнецов пронес себя самого, свою веру в силу и красоту живописи, в высокое предназначение искусства, в чистоту рук, которыми оно творится, пронес, ни разу не оступившись, не наклонившись и не отдохнув на своем пути" (Д. Сарабьянов)
Павел Кузнецов сегодня по праву занимает одно из первых мест в истории русского искусства не только "как классик и патриарх русской живописи, но и как творец произведений абсолютного художественного качества, не подверженного влиянию времени".
Павел Варфоломеевич Кузнецов родился 17 ноября 1878 года в Саратове. В юности посещал студию живописи и рисования при Саратовском обществе любителей изящных искусств. С 1897 по 1904 года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Весной 1904 года Павел Кузнецов стал одним из организаторов и участников выставки "Алая роза" (Борисов-Мусатов, Врубель, Кузнецов, Уткин, Матвеев, Сапунов, Сарьян, Судейкин и др.), прошедшей в Саратове. Выставка стала "первой демонстрацией произведений художников, вступивших на стезю декоративизма и живописного символизма"
В 1906 году Кузнецов впервые едет в Париж, где его работы выставляются на Осеннем салоне в рамках большой ретроспективной выставки "Два века русской живописи и скульптуры". Спустя год Кузнецов, его саратовские друзья - художники и соученики по Московскому училищу организуют в Москве выставку "Голубая роза", которая не только принесла известность ее участникам, но и дала имя целому периоду русского искусства начала ХХ века. Группа молодых художников сыграла в этот период в живописи такую же роль, как Брюсов и Андрей Белый в поэзии, Скрябин в музыке, Мейерхольд в театре.
В начале 1910-х годов Кузнецов открывает для себя заволжские степи, и начинает работу над знаменитой "степной" серией, первые полотна которой появляются на выставке объединения "Мир искусства" 1911 года. Сюжеты степной сюиты философски-неторопливо повествуют об общих законах человеческого бытия - рождение, труд и отдых, смена времен года, явления природы. Люди на полотнах Кузнецова, занимаясь своими повседневными делами, погружены в свой собственный мир, как бы не замечая окружающего.
Первые годы после Октябрьской революции были для Кузнецова деятельными и наполненными событиями. Он становится профессором Строгановского училища, преподает в МУЖВиЗ, работает в комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете, в Саратовской комиссии изобразительного искусства. В 1923 году выставка Павла Кузнецова и его жены Елены Бебутовой с большим успехом проходит в Париже. В эти годы Кузнецов работает в Государственной академии художественных наук, избирается председателем общества художников "4 искусства", получает звание заслуженного деятеля искусств РСФСР (1929).
В 1940-50-е годы официальное советское искусство не принимало Кузнецова. Его работы перестали выставлять, его самого отстранили от преподавания. Но, не смотря ни на что, он продолжал много работать. В последние годы его излюбленными жанрами стали пейзаж и натюрморт. Кузнецов возвращался к той пленэрной живописи, с которой начинал свой творческий путь. Однако теперь его произведения несли в себе весь творческий опыт художника, обогативший его живописную систему.
Заслуженное признание вернулось к нему лишь в последнее десятилетие жизни.
125-ление со дня рождения П.В.Кузнецова Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева отмечает большой юбилейной выставкой "Павел Кузнецов - мастер ХХ века".
Впервые на родине художника собрано такое большое количество эталонных произведений, представляющих практически весь долгий и плодотворный путь одного из крупнейших мастеров живописи ХХ столетия - от знаменитой "киргизской сюиты" до подмосковных и прибалтийских пейзажей 1960-х годов. Зрители имеют счастливую возможность увидеть подлинные шедевры художника из собраний Русского музея, Третьяковской галереи и СГХМ им. А.Н.Радищева.
Замечателен и тот факт, что уже три года в нашем городе существует Дом-музей нашего знаменитого земляка. Процесс восстановления дома художника был долгим и непростым, но усилиями сотрудников музея, при активной поддержке творческой интеллигенции города и средств массовой информации, и при серьёзной финансовой поддержке областной администрации, личном участии губернатора мемориальный музей успешно начал свою деятельность.