В дни осенних каникул (7-8-9 ноября) в Ижевске состоялась проектная игра (тренинг) для старшеклассников "Карта культурных ресурсов Удмуртии".
В течение 3-х дней ученики из районов и городов Удмуртии анализировали культурное наследие Удмуртии, выявляли проблемные ситуации и предлагали свои пути решения проблем (проектные предложения).
Игру организовали и провели Республиканский центр дополнительного образования МНО УР, Управление охраны памятников МК УР при участии Национального музея УР им. Кузебая Герда. Финансовая поддержка получена от Американского Совета по Международным Исследованиям и Обменам (АЙРЕКС).
Анализируя ситуацию, участники игры отметили несколько общих проблем, характерных для сферы сохранения наследия Удмуртии:
-Слабую осведомленность населения о богатстве и разнообразии культурных ресурсов Удмуртии,
-Слабую осведомленность местного сообщества конкретных населенных пунктов о составе своего наследия,
-Несовершенство властных методов управления наследием,
-Невключенность местного сообщества в процессы сохранения наследия.
И некоторые другие.
Прослушав ряд лекций о технологиях социо-культурного проектирования, школьники использовали их в разработке своих конкретных предложения по решению общих проблем сохранения наследия:
1 проект: "Охраняня" - формирование волонтерского движения "Зарни" (пер. с удм. - "золото")
2 проект: КАРта ЗНАний - "КАЗНА". Проект предусматривает серию активных акций, в том числе - организацию краеведческих отрядов в районах Удмуртии, сбор информации об объектах наследия и выпуск по итогам работы СD-диска и печатного издания - школьной карты культурного наследия.
3 проект: "Васькино-вылазькино" предлагает активное вовлечение жителей села в решение вопросов сохранения своего наследия, а также целую PR-кампанию по формированию нового образа села и привлечения к нему внимания гостей.
4 проект: "Мы в ответе". Проект направлен на обогащение культурной и духовной жизни села Нечкино, на сохранение памятника - Нечкинской церкви и предусматривает организацию силами школьников PR-кампании, направленной на консолидацию усилий местного сообщества в сборе средств на восстановление церкви.
5 проект: "Новое измерение" ("танго в музее") предусматривает превращение школьного музея в сельский (с.Большая Уча) и активное введение в работу музея новых форм работы, призванных привлечь в музей различные группы населения села (возрастные, этнические).
6 проект: "Дудин в Удмуртии" - предусматривает ряд шагов по актуализации наследия известного зодчего Семена Дудина. Жителям республики и специалистам-архитекторам России известны лишь его образцы, расположенные в Ижевске, в то время как его архитектурные проекты адаптировались и широко использовались при возведении различных зданий во всей Удмуртии.
Проект включает: экспедицию, создание сайта, который должен привлечь внимание к удмуртскому "высокому классицизму" внимание жителей России и Европы, разработку туристических маршрутов.
7 проект: "Семинар: Власть, наследие, дети: вместе в будущее" предлагает провести семинар, участником которого станут главы районных и городских администраций и дети. Цель семинара - получение углубленных знаний по наследию Удмуртии и разработка совместных решений по организации сохранения наследия. Для реализации проекта дети решили заручиться поддержкой президента Удмуртской Республики и привлечь для участия в нем кого-нибудь из известных фигур российского масштаба.
8 проект: "Наш пруд - душа Ижевска" разработан самыми юными участниками игры (7-8) класс и включает серию абсолютно реальных акций для привлечения внимания городского сообщества к проблемам Ижевского пруда и для приведения в порядок его берегов: Акция "Дежурный по пруду", введение в действие "экологической познавательной тропы", Фестиваль и выставка картин "Мусорная мода".
9 проект "Зов предков" предложен "играющими тренерами" - студентами исторического факультета и направлен на актуализацию особого вида наследия - "священных мест" - проект предусматривает исследования, реконструкцию древних обрядов и создание по их мотивам театрализованных действий.
На заключительной защите проектов присутствовала Министр культуры Удмуртской Республики - Людмила Ивановна Пескишева, которая в качестве эксперта давала оценку предложенным решениям. В заключительном слове она отметила актуальность и реальность предложенных школьниками решений, актуальность проектной деятельности в сфере культуры, а также пожелала участникам удачной реализации всех их проектных замыслов.