С 10 октября по 10 ноября в Музее А.А.Ахматовой проходит выставка "Touch me". Кураторы проекта Ольга Томсон (фонд "Русский альбом", Санкт-Петербург) и Анна Франц (St.-Petersburg Arts Projecr Inc., Нью-Йорк).
На выставке представлены работы известных художников Санкт-Петербурга и Нью-Йорка. Санкт-Петербург представлен творчеством Елены Губановой и Ивана Говоркова, Нади Зубаревой и Филиппа Донцова, Ольги Тобрелутс, Виталия Пушницкого, Елены Трапезниковой, Ольги и Александра Флоренских. Нью-Йорк представляют Анна Франц, Ал и Джеф Блюмис, Сан Джей Парк, Бонни Крофорд, а так же Ирина Данилова и Михаил Эпштейн.
В проектах художников представлены все, наиболее важные направления нового искусства: перформанс, видео-перформанс, инсталляция, перфоманс- инсталляция, сетевое искусство (net-art).
"Touch me" ("коснись меня") - звучит ласковой просьбой и жестким грамматическим императивом, слоганом - штампом, возникшем в эпоху опасно близкого и соблазнительного "арта". Пальпация, инсертивное проникновение внутрь объекта стало обязательным правилом поведения зрителей. Благодаря "тактильной" революции Маринетти и Дюшана музейное вальсирование посетителей с художественными произведениями превратилось в чувственное танго.
Представленный проект позиционирован как продолжение традиций "тач-арта". Скорее, уместнее говорить не о "тачизме", а шире - о действии зрителя, о жизнеспособности (viability) и подвижности (variability) объектов.
Тонкое и несколько ностальгическое "Теплое послание" (2003) Елены Губановой и Ивана Говоркова - классический пример тактильного искусства. Под полупрозрачной тканью помещены четыре конверта с письмами, при прикосновении к которым, зритель буквально ощущает тепло и нежную интимность этих посланий. Сан Джей Парк в работе "Мама" (1998) (теплая скульптура) дает возможность зрителю погрузиться в детство и вспомнить тепло материнского тела. Инсталляция представляет собой скульптурный женский торс, лежащий на меховой подкладке и при прикосновении оказывается неожиданно теплой.
Чета Флоренских со свойственной им иронией оживляют некоторые мифологемы русской культуры - собаку Павлова и картины известных русских художников, превращая их в актанты зрительских действий и шуток.
Интерактивный проект представили Алина Блюмис и Анна Франц ("Touch me", 2003). Он дает возможность почувствовать цвет, который имеет способность мгновенного воздействия. По - мнению художников, цвет становится плодом нашего первоначального впечатления. На экран проецируется лента Мебиуса, следуя по изгибам которой, зритель способен "разгадать знак бесконечности" - пронестись по всей человеческой жизни от рождения к смерти. Впрочем, движение возможно в разных направлениях, оно свободно и вариабильно.
На выставке все экспонаты своеобразны и каждый зритель может скорее "нащупать" художественное послание авторов, ощутить его ( тому пример "Райский ком" Михаила Эпштейна и " Тактильная рапсодия" Ирины Даниловой), чем традиционно увидеть.
Представленные работы разнообразны, но, тем не менее, традиционны, так как эпоха "дотрагивания ради дотрагивания" прошла и искусство смирилось с навязчивыми ухаживаниями зрителей. Настало время искать "что-то еще". Все участники выставки по обе стороны океана ратуют за искусство, которое действует, за поиск нового художественного языка, за новые художественные возможности.
При этом в общении между зрителем и объектами возможна не только интимность, но и уважительная дистанция (Надя Зубарева, Филипп Донцов), интеллектуальный диалог (Ал и Джефф Блюмис "Социальная инженерия"), и даже открытый антагонизм (Виталий Пушницкий "Менины 2"). По содержанию проект "Touch me" - не "тачизм", а слегка дистанцированное вовлечение (engagement), не бесцеремонный "тач-арт", а тактичный "арт-тач" - философичное, тонкое и многомерное искусство прикосновения