В цикле выставок "Незабытые имена" Галерея "Ковчег" при содействии Государственного музея обороны Москвы представляет творческие наследия художников Николая Трошина (1897 - 1990) и Ольги Дейнеко (1897 - 1970). Открытие выставки состоится 8 апреля в 18.00.
Николай Трошин родился в Туле. Его профессиональная учеба началась в Пензенском художественном училище, позднее преобразованном в отделение ВХУТЕМАСа. В 1918 двадцать пять произведений Трошина впервые экспонировались на Выставке картин, скульптуры и художественной индустрии в Рязани (среди участников были Бакшеев, Герасимов, Васнецов, Пастернак и другие мэтры).
Ольга Дейнеко родилась на Черниговщине. С будущей женой Трошин познакомился в Моршанске: Николай и тогдашняя студентка петроградского училища барона Штиглица встретились там на каникулах. Ольга решила продолжить учебу в Москве, у Ильи Машкова; вскоре следом за ней в столичный ВХУТЕМАС отправился и Трошин. Правда, в 1920 из-за голода и пошатнувшегося здоровья он оставил учебу и перебрался в Рязань: преподавал в рабочей изостудии, оформлял местные спектакли. Ольга поначалу продолжала посещать занятия, но вскоре также покинула мастерскую Машкова: ее отца по работе командировали на Украину. Там она увлеклась народным художественным творчеством - зарисовывала одежду, узоры, вышивку.
Через два года Ольга и Николай вновь встретились в Москве. Резкий поворот в творчестве Машкова, к тому времени вступившего в Ассоциацию художников революционной России, надолго оттолкнул его бывших студентов от живописи. Трошин стал делать плакаты для предприятия "Трансреклама", совместно с женой оформил серию детских книг - "Как хлопок ситцем стал", "Хлебзавод N3", "От каучука до галоши" и другие. Его привлекла фотография, он много писал для журнала "Советское фото", даже выпустил книгу "Основы композиции в фотографии" (1929).
Ольга Дейнеко начала участвовать в выставках с 1932 года. В это время она работала в технике акварели над серией "Прачки", сюжетами из пионерской жизни и портретами. Принимала участие в оформлении ряда журналов. С этой же деятельностью был связан долгий период и в биографии Николая Трошина. В частности, с 1930 и до войны он оформил более 40 номеров журнала "СССР на стройке"; в 1937 издание было удостоено Гран-при на Всемирной выставке в Париже.
Работа сводила Трошина со многими замечательными людьми; одним из друзей семьи художника был Эль (Лазарь) Лисицкий. Впоследствии, уже в годы войны, Трошин всячески поддерживал создателя проунов. Когда всеми позабытый Лисицкий умер от туберкулеза, Николай Трошин оказался единственным, кто взялся за организацию похорон. Вдове Лисицкого он помогал вплоть до 1944 - тогда ее вместе с сыном выслали из Москвы.
В 30-е Трошин был автором проектов и оформления художественных выставок "Пятилетку в четыре года", "Победы первой пятилетки", Отдела печати в советском павильоне парижской выставки, Рязанского зала на ВСХВ… Он участвовал в тематическом оформлении центральных площадей столицы: "Блюминг", "Метро", "МТС", "Волга-канал" и "Беломорканал". В 1936 состоялась первая персональная выставка Трошина. В 1937 вместе с Д. Моором и С. Сенькиным оформил Манежную площадь на тему "Изобилие". В 1940 работал для издательства "Искусство" над альбомом "Красная Армия".
Во время войны Трошин делал оборонные плакаты; в 1942 принял участие в выставке "Московские художники в дни войны". Через год после ее окончания состоялась совместная экспозиция Трошина и Дейнеко, в ней были представлены акварели и рисунки обоих авторов. В 1946 прошла персональная выставка Ольги Дейнеко.
Еще через год Трошин был приглашен для оформления советских выставок за границей: "Возрождение Донбасса", "32-я годовщина СССР" и других. Давний интерес к фотографии сказался вновь: художник получил патент на изобретение способа химической раскраски фотографий. Во второй половине 50-х Трошин оформил отделы выставок "Электроника и связь" на ВДНХ, "Москва социалистическая" в Музее истории и реконструкции Москвы, "Высшее образование в СССР" в Нью-Йорке…
С 1960 Николай Трошин оставил работу над большими проектами и сосредоточился на станковой живописи. Ольга Дейнеко в конце жизни была художником-оформителем на ВДНХ.
В подготовке и осуществлении экспозиции принимали участие: Юрий Петухов, Сергей Сафонов, Дмитрий Смолев.