Государственная Третьяковская галерея представляет выставку "И по плодам узнается древо", представляющую русскую иконопись XV -ХХ веков из собрания Виктора Бондаренко. Пресс-конференция - 18 марта в 14.00. Вернисаж - 18 марта в 16.00. Посетить выставку Вы сможете до 13 апреля.
Коллекция икон Виктора Бондаренко впервые предстает перед широкой публикой, тогда как специалистам она известна уже несколько лет. Ей посвящена не одна научная публикация в солидных искусствоведческих изданиях. Уникальность собрания в том, что это пока, пожалуй, единственная в России коллекция икон, подобранная на высочайшем профессиональном уровне и полностью открытая для научных исследований. Крупный историк древнерусского искусства, директор музея имени Андрея Рублева Геннадий Попов ставит ее в один ряд с прославленной коллекцией П.Д.Корина, входящей ныне в собрание Третьяковской галереи. В каталоге собрания Бондаренко, изданном к настоящей выставке, Г.В.Попов пишет: "начиная с 1917 года и до самого последнего времени перечисленные достоинства - высочайший уровень собирания, содержания и экспонирования - отличали лишь частную коллекцию древнерусского искусства художника П.Д.Корина (1892 - 1967)".
Коллекция В.А.Бондаренко включает в себя произведения музейного качества. Здесь достаточно полно представлена история развития русского иконописания в период от раннего XV века до начала прошлого столетия. Кроме того, специалисты отмечают другое важное качество коллекции Бондаренко - профессиональный уровень реставрации основной части составляющих ее икон. Все вышеизложенное позволило крупнейшему национальному музею - Третьяковской галерее - организовать выставку этого собрания в своих стенах.
Выставка открывает в некоторой степени новую страницу во взаимоотношениях музея и частного коллекционера. Одной из важнейших форм этого взаимодействия была и является методическая помощь коллекционерам - на уровне экспертиз, атрибуций, консультаций по вопросам реставрации. Главная задача такого сотрудничества - необходимость введения разрозненного материала частных собраний в общий контекст истории отечественного искусства. Этому способствуют и выставки, к которым, как правило, издаются каталоги. Однако большинство существующих частных собраний закрыты как для публики, так и для специалистов. Поэтому выставка большого, качественного собрания в стенах Третьяковской галереи может послужить началом возрождения давней традиции сотрудничества музеев и коллекционеров в области просветительства.
В экспозиции будет представлено 72 иконы. Древнейшей среди них является "Спас оплечный", созданный в первой трети - середине XV века, предположительно, мастером новгородской школы. Приблизительно к тому же времени относится "Успение Богоматери", происходящее из Ростово-Суздальских земель. Стилистические особенности иконы указывают на то, что она была создана в одном из крупных центров иконописания. Бесспорно, к новгородской школе первой половины XV века принадлежит икона "Вход в Иерусалим" из праздничного ряда неизвестного нам церковного иконостаса. Эта икона была создана в период яркого расцвета искусства Новгорода, во времена архиепископа Евфимия II (1429 - 1458).
Ярким образцом так называемых "ростовских писем" является икона "Святитель Николай" XV века. Абсолютно уникальна новгородская икона "Чудо Георгия о змие" конца XV века (цвет коня, на которым восседает Георгий Победоносец - черный). Несколько икон конца XV - XVI века связаны своим происхождением с Тверью. Целый блок древних памятников из этой коллекции происходит из Ростовских земель.
Среди икон, датируемых XVI веком, выделяется "Огненное восхождение пророка Ильи" (1530-е годы), один из ярких образцов иконописи Новгорода второй четверти указанного столетия. Изображение отличается абсолютной оригинальностью, оно было "сочинено" в мастерской архиепископа Макария автором, обладавшим, несомненно, богатейшей фантазией и смело интерпретировавшим библейские и богослужебные тексты.
Целый ряд московских икон XVI века принадлежат к ряду выдающихся памятников своей эпохи. "Богоматерь Владимирская" является копией прославленной константинопольской иконы XII века, хранящейся в собрании Третьяковской галереи. К абсолютно уникальным созданиям столичной иконописи третьей четверти XVI века следует отнести два небольших образа "Патриарх Гад" и "Патриарх Дан". Они принадлежат к одному из самых ранних праотеческих циклов, созданных в период сложения структуры высокого иконостаса. По стилю они являют образец изощренного творчества царской мастерской. К редчайшим образцам относится и икона "Феодосий Великий с житием" (первая половина XVI века). Это древнейшее из известных нам житийное изображение великого и почитаемого аскета в русском искусстве.
В собрании Бондаренко очень хорошо подобрана коллекция икон XVII века, среди которых выделяются артистизмом исполнения памятники ярославской школы, как, например, грандиозное по размерам "Рождество Христово".
Особую ценность составляют подписные работы известнейших мастеров Оружейной палаты конца XVII - начала XVIII столетия. Среди них - "Троица" 1690 года, созданная выдающимся изографом Гурием Никитиным, "Рождество Богоматери" 1715 года работы Василия Уланова и "Троица" 1721 года кисти Кирилла Уланова.
В коллекции Бондаренко хранятся выдающиеся образцы иконописания позднего периода, второй половины XVIII - начала ХХ века. Одним из самых значительных явлений этого периода являются иконы В.П.Гурьянова, прославившегося не только как иконописец, но и как реставратор. Он широко известен в научных кругах своей работой над "Троицей" Андрея Рублева. На выставке представлено три иконы этого мастера.
Самая поздняя икона в представленном собрании датируется 1921 годом. Это "Ангел-хранитель с Иоанном Предтечей, мученицами Анастасией, Надеждой и избранными святыми".
Объединяя памятники, созданные как в крупнейших центрах иконописания, так и в провинции, собрание икон Виктора Бондаренко достаточно полно охватывает всю историю отечественного иконописания со времени его высочайшего расцвета (XV век) до начала ХХ века. Несомненно, выставка его и публикация каталога обогащает наши знания о древнерусском искусстве. Статьи для каталога написаны ведущими специалистами в области истории древнерусского искусства.