НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

И по плодам узнается древо

c 18 марта по 13 апреля 2003Москва
Государственная Третьяковская галерея представляет выставку "И по плодам узнается древо", представляющую русскую иконопись XV -ХХ веков из собрания Виктора Бондаренко. Пресс-конференция - 18 марта в 14.00. Вернисаж - 18 марта в 16.00. Посетить выставку Вы сможете до 13 апреля.

Коллекция икон Виктора Бондаренко впервые предстает перед широкой публикой, тогда как специалистам она известна уже несколько лет. Ей посвящена не одна научная публикация в солидных искусствоведческих изданиях. Уникальность собрания в том, что это пока, пожалуй, единственная в России коллекция икон, подобранная на высочайшем профессиональном уровне и полностью открытая для научных исследований. Крупный историк древнерусского искусства, директор музея имени Андрея Рублева Геннадий Попов ставит ее в один ряд с прославленной коллекцией П.Д.Корина, входящей ныне в собрание Третьяковской галереи. В каталоге собрания Бондаренко, изданном к настоящей выставке, Г.В.Попов пишет: "начиная с 1917 года и до самого последнего времени перечисленные достоинства - высочайший уровень собирания, содержания и экспонирования - отличали лишь частную коллекцию древнерусского искусства художника П.Д.Корина (1892 - 1967)".

Коллекция В.А.Бондаренко включает в себя произведения музейного качества. Здесь достаточно полно представлена история развития русского иконописания в период от раннего XV века до начала прошлого столетия. Кроме того, специалисты отмечают другое важное качество коллекции Бондаренко - профессиональный уровень реставрации основной части составляющих ее икон. Все вышеизложенное позволило крупнейшему национальному музею - Третьяковской галерее - организовать выставку этого собрания в своих стенах.

Выставка открывает в некоторой степени новую страницу во взаимоотношениях музея и частного коллекционера. Одной из важнейших форм этого взаимодействия была и является методическая помощь коллекционерам - на уровне экспертиз, атрибуций, консультаций по вопросам реставрации. Главная задача такого сотрудничества - необходимость введения разрозненного материала частных собраний в общий контекст истории отечественного искусства. Этому способствуют и выставки, к которым, как правило, издаются каталоги. Однако большинство существующих частных собраний закрыты как для публики, так и для специалистов. Поэтому выставка большого, качественного собрания в стенах Третьяковской галереи может послужить началом возрождения давней традиции сотрудничества музеев и коллекционеров в области просветительства.

В экспозиции будет представлено 72 иконы. Древнейшей среди них является "Спас оплечный", созданный в первой трети - середине XV века, предположительно, мастером новгородской школы. Приблизительно к тому же времени относится "Успение Богоматери", происходящее из Ростово-Суздальских земель. Стилистические особенности иконы указывают на то, что она была создана в одном из крупных центров иконописания. Бесспорно, к новгородской школе первой половины XV века принадлежит икона "Вход в Иерусалим" из праздничного ряда неизвестного нам церковного иконостаса. Эта икона была создана в период яркого расцвета искусства Новгорода, во времена архиепископа Евфимия II (1429 - 1458).

Ярким образцом так называемых "ростовских писем" является икона "Святитель Николай" XV века. Абсолютно уникальна новгородская икона "Чудо Георгия о змие" конца XV века (цвет коня, на которым восседает Георгий Победоносец - черный). Несколько икон конца XV - XVI века связаны своим происхождением с Тверью. Целый блок древних памятников из этой коллекции происходит из Ростовских земель.

Среди икон, датируемых XVI веком, выделяется "Огненное восхождение пророка Ильи" (1530-е годы), один из ярких образцов иконописи Новгорода второй четверти указанного столетия. Изображение отличается абсолютной оригинальностью, оно было "сочинено" в мастерской архиепископа Макария автором, обладавшим, несомненно, богатейшей фантазией и смело интерпретировавшим библейские и богослужебные тексты.

Целый ряд московских икон XVI века принадлежат к ряду выдающихся памятников своей эпохи. "Богоматерь Владимирская" является копией прославленной константинопольской иконы XII века, хранящейся в собрании Третьяковской галереи. К абсолютно уникальным созданиям столичной иконописи третьей четверти XVI века следует отнести два небольших образа "Патриарх Гад" и "Патриарх Дан". Они принадлежат к одному из самых ранних праотеческих циклов, созданных в период сложения структуры высокого иконостаса. По стилю они являют образец изощренного творчества царской мастерской. К редчайшим образцам относится и икона "Феодосий Великий с житием" (первая половина XVI века). Это древнейшее из известных нам житийное изображение великого и почитаемого аскета в русском искусстве.

В собрании Бондаренко очень хорошо подобрана коллекция икон XVII века, среди которых выделяются артистизмом исполнения памятники ярославской школы, как, например, грандиозное по размерам "Рождество Христово".

Особую ценность составляют подписные работы известнейших мастеров Оружейной палаты конца XVII - начала XVIII столетия. Среди них - "Троица" 1690 года, созданная выдающимся изографом Гурием Никитиным, "Рождество Богоматери" 1715 года работы Василия Уланова и "Троица" 1721 года кисти Кирилла Уланова.

В коллекции Бондаренко хранятся выдающиеся образцы иконописания позднего периода, второй половины XVIII - начала ХХ века. Одним из самых значительных явлений этого периода являются иконы В.П.Гурьянова, прославившегося не только как иконописец, но и как реставратор. Он широко известен в научных кругах своей работой над "Троицей" Андрея Рублева. На выставке представлено три иконы этого мастера.

Самая поздняя икона в представленном собрании датируется 1921 годом. Это "Ангел-хранитель с Иоанном Предтечей, мученицами Анастасией, Надеждой и избранными святыми".

Объединяя памятники, созданные как в крупнейших центрах иконописания, так и в провинции, собрание икон Виктора Бондаренко достаточно полно охватывает всю историю отечественного иконописания со времени его высочайшего расцвета (XV век) до начала ХХ века. Несомненно, выставка его и публикация каталога обогащает наши знания о древнерусском искусстве. Статьи для каталога написаны ведущими специалистами в области истории древнерусского искусства.

www.museum.ru/N12429
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 07.05.2024  x    ?  


Выставка "Битва за Крым: долгий путь к победе" в Российской национальной библиотеке

Евгений Халдей. Знамя Победы

Выставка "Победа - одна на всех" в Музее-заповеднике "Сталинградская битва"

На фронтовых магистралях. Изыскатели

Работа почты в годы Великой Отечественной войны

Фотовыставка «Битва за Москву. Первая Победа!» в аэропорту Внуково

Герои тыла. Выставка, посвященная советскому конструктору Борису Шавырину

О.В. Толстой. "Весна. Солнце в Клинах". Живопись, графика

«Знаменитый босяк: от фантика до комикса». Творческая встреча и презентация книги в Арсенале, Н. Новгород

Выставка «Судьба особого назначения» в Музее Г.К. Жукова

"Вернисаж Музея Победы"

VI Всероссийская конференция по музейной педагогике "Мысль семейная в работе с музейным посетителем"

Выставка «ZOV»

Линии, штрихи, маршруты

Выставка «Дочери Репина» в Музее-усадьбе «Пенаты»

Многогранный талант. П.Д. Бучкин и его современники

ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века

Выставка "Великие и неделимые" к 100-летию художественного объединения "КуКрыНиксы"

Протоархив. Памятник современному состоянию. Сидур1924 / 2024. К 100-летию художника

Выставка «Сад души» в Староладожском музее

Александр Крылов. XX век - время и образ

"Здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты". Люди на Великой Отечественной войне

Группа "КУБ". Теплый Север

Выставка "Сны Сибири" во Владивостоке

Медицина Великой Победы в живописи и скульптуре

Солнечный камень. Янтарь Александра Крылова

Выставка Антона Гудкова «Нулевая реакция» в Музее Анны Ахматовой

Открытие Центра современного искусства AZ/ART в Москве

Иван Тарасюк. Маленькая страна

"Цветы для Веры" в музее Кондратия Белова

Лучшие работы фотоконкурса «Российское дерево 2023 года» на выставке в Дарвиновском музее

Выставка работ Гавриила Лубнина на музейных площадках С.-Петербурга

Проект "Стежки и строчки" в рамках "Искусства жить дома" в Доме Н.В. Гоголя

Выставка «Стекло» Александра Фокина в Российской академии художеств

История одной книги. Александр Блок. Король на площади

«По России в свите Наследника…»

Выставка "Её Музей, и Книга, и Портрет" в Дарвиновском музее

Проект «Живописный век. Искусство династии Осиповых-Федоровых» в Российской академии художеств


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru