28 февраля в Фотографическом музее "Дом Метенкова" открывается фотовыставка члена Союза фотохудожников России Сергея Кузьмина "Жизнь старого дома". На суд публики автор представляет 43 цветные фотографии.
Выставка сознательно сделана с опорой на традиции русской и советской художественной фотографии ХХ века (насколько сам автор ее воспринимает). Русская-советская живопись была переоткрыта где-то в 80-90 гг., о существовании более чем столетней традиции русской художественной фотографии за исключением узкого круга фотохудожников вряд ли кто подозревает. Из таких имен (наугад тычем пальцем в звезды первой величины), как С. Лобовиков, Н. Андреев, Ю. Еремин, А. Родченко, А. Скурихин, А Гаранин массовый зритель знаком, пожалуй, лишь с Родченко, да и то по школьным портретам Маяковского. Но сейчас, с "нашествием на святую Русь фуджи-кодаковского ига", фотоаппарат есть практически у каждого, в отличии культуры видения, которая, как говорил И. Бродский, зависит от метафизических способностей человека. Так, еще ап. Павел утверждал: "Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое" (к Евр.,11,3)…
Темой выставки взят вроде бы самый простой "объект" - один из обычных "везде натыканных" старых домов, но "атмосфера" которых во многом определяла собой стиль "частной жизни" большинства населения России ХХ века. Отчасти это ностальгия. Художественной же решимостью в данном случае является попытка разглядеть "все это" через самые разные большие стили того же века - от импрессионизма до авангарда, и, наверное, какие-то там еще. Отсюда и разбивка выставки на серии: "Натюрморты старой веранды", "Над землей и под небом", "Двунадесятые и другие праздники", "Привидения", и т.д. Собственно, за исключением двух-трех, почти все фотографий сделаны "не отходя от кассы" в радиусе не более десяти метров, и главное в них - не некая экзотическая данность изображаемого, а как раз возможность увидеть большую красоту в том, что фактически тебя окружает, как бы банально на первый взгляд оно не выглядело. Подобный подход не является в искусстве чем-то уж особенно новым. Даже если позабыть о "Сарском селе", в начала века в живописи С. Ю. Жуковский около восьми лет обрабатывал темы усадьбы "Бережок" (принадлежала Л. Г. Беллярминову), а классик чешкой и мировой фотографии Иосеф Судек - "закутки" вокруг своей пражской студии. Это сейчас все кажется преисполненным поэзии, а на самом деле саму русскую природу сами русские научились видеть прекрасной и "левитанистой" чуть более ста лет назад (есть предложение даже отметить как особое событие "столетие русской природы"). С чисто формальной точки зрения в работах, представленных на выставке, предпринята попытка вернуть в фотографию культуру цвета, пространственных ритмов, светотеневых и тональных эффектов и т. д., форсированно выявленных искусством начала века, но всерьез подрастраченных в те времена, когда она понималась едва ли не исключительно как "соцреалистический документ".
Я думаю, выставка будет, во всяком случае, интересна тем, у кого есть сад, коттедж или дача. Ведь помимо того, что там что-то выращивается, и жарятся шашлыки, это еще и жизнь с ее "неутилитарным наслаждением", как часто определяют искусство. Первый утренний луч на стене, букет на веранде, ночные приведения-тени, "солнечное уральское лето"… Пусть оно даже пасмурно-моросящее - но одних названий дождиков в русском языке существует несколько десятков, и, соответственно, у каждого свое настроение, которое надо прочувствовать, увидеть и далее прожить, чтобы не вычеркивать данный от Бога день как "ненастоящий". В этом смысле по большому счету тема выставки - поиск красоты и свободы жизни на фоне той, достаточно безотрадной ее "картины", которую у нас почему-то, в невесть какой эстетике, принято считать за доподлинно-истинную. Насколько все это автору удалось - как всегда, судить зрителю.