Издательский дом "Агни (Самара) и Пермская государственная художественная галерея представляют новый альбом "Пермский иконостас Николая Рериха", выпущенный из печати в феврале 2003 года.
В альбоме "Пермский иконостас Николая Рериха" впервые публикуется малоизвестный памятник русского религиозного искусства - иконостас церкви Казанской Божией Матери в Перми. Он был создан по эскизам великого русского художника Н.К. Рериха (1874-1947) в 1907 году после его паломничества по Италии и городам Древней Руси.
Авторы книги: Скоморовская Наталья Владимировна - главный хранитель Пермской картинной галереи и Маточкин Евгений Палладиевич - кандидат искусствоведения из Новосибирска. Скоморовская Н.В. освещает многие неизвестные страницы строительства церкви и истории иконостаса, Маточкин Е.П. - своеобразие иконографии и живописи икон.
Иконостас для женского монастыря в 20-е годы был изъят из церкви, долгое время хранился в запасниках Пермской государственной художественной галереи и только недавно был отреставрирован. К сожалению, иконостас экспонируется только частично и в полном объёме с ним можно познакомиться пока только на страницах книги.
Концепция рериховского иконостаса оказалась приемлемой для Русской православной церкви, поскольку он был создан после представления её на благословение Иерархов.
Рерих творчески следовал высоким заветам древнерусского художества. В Пермском иконостасе нет сухого подражания известным образцам, авторское решение предлагает своеобразную религиозно-художественную концепцию. В то же время в рериховских иконографических схемах, в манере письма, в цветовой разработке, в показе облачения и многочисленных украшений - везде можно обнаружить строгое и точное соответствие канону.
Характерная черта иконостаса - большие накладные нимбы в виде венцов, выполненных в высоком рельефе.
Иконы написаны под старину тёмными оттенками коричневого, зелёного, красного и напоминают торжественные изображения древних храмов. У зрителя складывается впечатление, будто живопись создана давно и верхний слой олифы со временем потемнел. Поля покрыты басмой - всё, как на почитаемых старинных образах.
Творческий метод Рериха с самого начала отличала большая документальная достоверность. Уже в первой своей работе "Гонец" (1897) он показал себя художником-учёным, где всё основано на тщательном изучении археологического материала, во многом добытого им самим. Также и Пермский иконостас Николай Рерих создавал, ориентируясь на известные иконографии восточно-христианского и раннего западного искусства. Незадолго до создания Пермского иконостаса в течение нескольких лет художник совершал длительные экспедиции по святым местам Древней Руси, изучая и зарисовывая памятники архитектуры и живописи.
Пермский иконостас Рериха - одно из самых оригинальных созданий русской религиозной живописи начала XX века - воплотил передовые художественные тенденции своего времени.
Соединение христианской догматики с идеями синтеза знания и красоты явилось новым феноменом в русском религиозном искусстве. Однако всё это было необычайно созвучно философской концепции Всеединства, которую разрабатывал В.С. Соловьёв и его последователи в те годы.
Для получения более полного представления о книге предлагаем познакомиться с фрагментом текста на сайте Международного Центра духовной культуры: http://www.centre.smr.ru/win/books/perm_ikon/matoch_04.htm.
Адрес интренет-магазина Издательского дома "Агни": www.agniart.ru.