С 6 февраля в Галерее "Д137" работает персональная выставка Алексея Морозова "CRAFT DECO CLASSIC" (живопись, скульптура) (Москва). Куратор выставки - Мария Савельева.
АЛЕКСЕЙ МОРОЗОВ. Живописец и скульптор Алексей Морозов принадлежит к новому российскому поколению художников, сформировавшемуся уже после перестройки. В его творчестве отразились тенденции "новой серьёзности", возникшей в среде московских и петербургских неоклассицистов во второй половине 90-х годов.
Он не сотрудничал с российскими галереями по принципиальным воззрениям на проблему представления современного российского искусства. Его произведения впервые предстанут в Петербурге, не погрязшим в водовороте сомнительных стилевых направлений современной художественной жизни, в галерее Д-137, грамотно освещающей развитие русского искусства сегодняшнего дня.
Творческая концепция Морозова зиждется на вдумчивом и осознанном стремление создавать традиционно монументальные произведения, требующие социального заказчика, каким ранее выступало государство, в историческом обозрении XIX столетия лучшее, что было создано скульпторами, живописцами и архитекторами, исходило от заказа императорских особ и меценатов. Произведения Алексея Морозова отличаются серьезностью, исполненной вдохновением и широкими познаниями в истории искусства, анатомии, культурологии, что позволяет ему наследовать лучшим живописным достижениям эпохи европейского классицизма. Виртуозное владение рисунком и секретами масляной живописи мастеров классицизма, фундаментальное художественное образование, традиции "аристократической натурности", продолжаемые им в скульптуре, создают совершенное искусство в стиле неоклассицизма. Техничный рисунок, строгая композиция, нюансированный колорит, - навыки, покинувшие современную живопись, в творчестве Морозова доминируют, представляя образец картины, в том её понимании, которое было присуще искусству XVIII- XIX столетий.
Заглавное произведение экспозиции CRAFT DECO CLASSIC "Митра убивающий быка", исполненное героического вдохновения, являет образец классической живописи, в современном искусстве прочно связанной с неоклассицизмом, прославляемым Новой Академией Тимура Новикова. Героем его произведений предстает идеальный человек, обладающий безупречно сильным телом, построенным на основе классических пропорций. Образ героической личности заимствуется из истории или мифологии, так божество древнеиранского пантеона, популяризованное в Древнем Риме в среде легионеров, Митра, отождествляемый с солнцем, убивая быка, символизирует торжество духа над материальностью. Строй картины вписывается в четкие границы строгой композиции, требующей скульптурной трактовки формы, лаконизма в передачи действия, сосредоточенности эмоций. "Писать так, как в Спарте говорили", - слова Жака-Луи Давида, характеризующие стиль классицизма.
Иная грань творчества Морозова скульптура. Его искусство ваяния впитало традиции золотого века русской скульптуры Гуго Романовича Залеймана и его ученика Матвея Генриховича Манизера с традиционным пониманием освещения, когда скульптурные формы работают как локаторы, улавливающие свет, создавая по истине живую скульптуру с её варьированными градациями светотени. Морозов окончил творческую мастерскую любимого ученика М.Г. Манизера Льва Ефимовича Кербеля в МГХИ им. В.И. Сурикова.
Создание произведения неоклассицизма предъявляет художнику высокие требования в области академического рисунка, анатомии, истории искусств и художественного вкуса, вкупе созидающие образцы подлинно современного и истинно аристократического искусства.
Классицизм сейчас - это концепция с двояким назначением: реакционным и революционным. Реакционным - потому что это сохранение основ и стандартов, утвержденных древними культурами Греции и Рима, в пику разлившемуся бесформенному современному искусству, и революционным - потому что это привнесение ордера в противовес хаосу постмодернистского самовыражения, медленно, но верно изживающего себя.
Доктрина выставок преданного поборника неоакадемизма Алексея Морозова в галерее Д-137 и Музее Новой Академии Изящных Искусств представляет сконцентрированную идею красоты, основанную на руководстве строгими эстетическими принципами, соотнесенными с незыблемыми идеалами классического искусства. Выставки CRAFT DECO CLASSIC и CRAFT DECO ACADEMIC определенно привлекут внимание художественной общественности к классическому идеалу красоты, обретшей эталон в Античности, неустанно вдохновляющей художников разных эпох.
Мода на утонченный вкус не исчезала, подсознательная тяга к исключительной красоте заложена в человеке, недаром идеалы прекрасного ныне занимают прочные позиции в общественной жизни, привлекая художественное производство, всегда относящееся к области роскоши. Произведения Морозова, наделенные исключительным пафосом силы духа, заслуживают признания публики, тонко чувствующей искусство и его значимую роль в истории человечества. (Мария Савельева)