Галерея "Ковчег" приглашает Вас на XV выставочный сезон "Лабас: вторая половина жизни. Графика 1930 - 70-х гг.". Выставка проводится в помещении Делового центра (ул. Усачева, 62, стр. 1). Вернисаж состоится 6 февраля в 19.00.
В названиях многих недавних выставок слово "неизвестный" не раз оказывалось приторочено к фамилиям, составившим славу российского искусства ХХ века. И почти всегда речь шла о показе малоизвестных произведений - скорее, дополнявших представление об их авторах, нежели полностью эти представления переворачивающих.
Вот и скромная нынешняя экспозиция вполне известного Александра Лабаса (1900 - 1983) знакомит с акварелями и рисунками, долгое время "избегавшими" зрителей. Просто обстоятельства разделили наследие мастера на части. И потому, помимо хрестоматийно известных произведений из музейных коллекций (упомянем Третьяковскую галерею, Русский музей, ГМИИ имени А.С. Пушкина), публике знакома только часть акварелей и рисунков, выполненных художником в Москве, Смоленске, Средней Азии... Так что "главной интригой" выставки можно считать то обстоятельство, что перед публикой предстают произведения, не виданные даже специалистами. Собрание сына художника, откуда происходят эти листы, долгое время не предназначалось для публичных показов; датировки работ предопределили подзаголовок экспозиции.
… Ни одна хрестоматия и энциклопедия не обходится сегодня без подробных упоминаний о творческом пути Лабаса. Из сонма авторитетных мнений приведем только одно, принадлежащее директору Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Ирине Антоновой: "Как ни у кого в творчестве Александра Лабаса счастливо сочетаются бурлящая энергия двадцатого века, его неудержимый ритм, пафос созидания - с изысканной тонкой манерой, с неизбывным ощущением радости жизни, - и мы признаем Александра Лабаса одним из лучших отечественных мастеров прошедшего столетия".
Будущий художник родился в Смоленске, в семье журнального редактора. С семи лет занимался в художественной студии В. Мушкетова. В 1910 году семья переехала в Ригу, а в 1912 - в Москву. Здесь Александр Лабас поступил в Строгановское училище (его преподавателями были Д. Щербиновский, Ф. Федоровский, С. Ноаковский). Параллельно посещал студии Ф. Рерберга и И. Машкова. После революции продолжил образование в Государственных свободных художественных мастерских у П. Кончаловского.
В 1919 году ушел добровольцем в Красную Армию, был художником 3-й Армии Восточного фронта. После окончания Гражданской войны Лабас некоторое время преподавал в Государственных художественных мастерских в Екатеринбурге, затем вернулся в Москву. С 1924 по приглашению В. Фаворского преподавал вместе с К. Истоминым живопись во ВХУТЕМАСе, одновременно ведя курс композиции на графическом факультете и цветоведения в физической лаборатории. В том же году он участвовал в организации, а позднее стал членом правления Общества станковистов (ОСТ) вместе с А. Дейнекой, А. Гончаровым, П. Вильямсом, А. Тышлером и др. С середины 1920-х годов - активный участник художественной жизни. Его произведения многократно показывались на выставках не только в СССР, но и в Европе и Америке, где неизменно привлекали внимание зрителей и прессы. В частности, в 1930 и 1932 произведения Лабаса были экспонированы на Международной выставке искусств в Венеции, в 1931 - на Международной выставке живописи в Питсбурге, Балтиморе, Сент-Луисе (США) и т.д.
На родине после выставки к 15-летию Октябрьской революции (1932) у Лабаса, как и у многих художников его круга, положение становилось все более шатким. Обвинения в формализме влекли изоляцию от выставочной жизни, травлю в печати, проблемы материального порядка. В числе последних крупных работ художника - диорамы и панорамы для советских павильонов на Всемирной выставке в Париже (1937) и Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939), а также участие в оформлении ВСХВ (позднее - ВДНХ). Работал в театре над постановками С. Михоэлса и Н. Охлопкова, но главным своим делом считал станковую живопись и графику, которыми занимался до конца жизни.
Интерес к творчеству Лабаса начал возрождаться еще в годы "оттепели". Сейчас эта фигура признана одной из ключевых в российском искусстве ХХ века. Тем и оправдан интерес ко всему - вплоть до набросков, - что было сделано Александром Лабасом на протяжении жизни. Графические листы, демонстрируемые на нынешней выставке, позволяют обнаружить черты сходства и различия между хрестоматийными произведениями художника поры "социалистического романтизма" и его позднейшими работами.
Выставку подготовили: Юрий Петухов, Сергей Сафонов, Дмитрий Смолев.