В Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева работает выставка уникальных работ мастера художественного стекла Алексея Зеля.
Судьба этого человека складывалась вполне заурядно. Родился 1 августа 1944 года в Москве. Жизненный путь начал рабочим на ЗИЛе. После армии поступил учится в университет на биологический факультет. Родилась дочь, и пришлось искать работу. Зеля пошел стеклодувом на электроламповый завод, который стал для него первой школой. Ведь мастерства он добился самостоятельно, не заканчивая больше никаких специальных учебных заведений. Человек с феноменальной зрительной памятью, пытливым умом естествоиспытателя и впечатлительной душой художника, не имея профессионального художественного образования, уже 29 лет создает из стекла настоящие шедевры.
В настоящее время Алексей Зеля работает в своей художественной мастерской, где за эти годы созданы сотни, неповторимых по красоте и сложности исполнения, художественных произведений, вызывающих неизменное восхищение зрителей и специалистов. Почти все композиции, созданные мастером, не имеют аналогов в российском и зарубежном художественном стеклоделии.
Посетители, посмотревшие работы Зеля, часто интересуются, как делаются такие удивительные композиции. Автор предпочитает обрабатывать стекло на горелке.
Среди необходимых инструментов - пинцеты - ведь нужно держать стекло, подхватывать и расплющивать его. А вот чтобы разгладить стекло, сгладить острые края мастер использует графитовые лопатки. Многие инструменты самодельные, как и победитовый нож мастера. Больше почти никакой инструмент не используется, хотя иногда стекло нарезается и шлифуется на станке.
Во всех работах используется особое кварцевое стекло. Мастера, которые пользуются таким стеклом. Называют себя кварцедувами, в отличие от стеклодувов. Работать с кварцевым стеклом очень сложно из-за высоких температур. Все операции можно проводить только непосредственно в пламени, все время равномерно вращая. Кроме того, все необычайные эффекты, цвета, оттенки приходится придумывать и изобретать самому, так как рецепты для легкоплавких стекол здесь не годятся. Многие годы А. Зеля искал новые технологии и составы, теперь создана целая картотека рецептов.
От первых бесцветных работ он перешел к работе с цветом. Каждая работа содержит какую-то находку, открытие, по ним можно изучать историю творчества Зеля, где каждая работа, как новая ступенька в мастерстве.
Выставка "путешествует" уже 10 лет, и как признается автор, все работы для него, как дети. Ведь у кварцевого стекла нет процесса старения. (Информационный бюллетень Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева)