У каждого музея есть одно или несколько произведений, являющихся как бы его визитной карточкой: у Лувра - "Джоконда", у Третьяковки - "Богатыри" Васнецова… У Смоленского музея-заповедника, включающего 12 экспозиционных отделов и 4 филиала, таких "визиток" много - "Острожское евангелие", археологические находки из Гнездовских курганов, уникальные живописные полотна. С самого своего основания смоленский музей гордится собранием западноевропейской живописи. Эта богатая и разнообразная коллекция (более 300 единиц хранения) отличается не только многочисленностью и полнотой охвата живописных школ, но и высоким художественным уровнем произведений. Такие школы, как итальянская, нидерландская, голландская, фламандская, испанская, французская и немецкая, представлены картинами художников XV-XX веков.
Смоленская коллекция западноевропейской живописи давно привлекает пристальное внимание историков искусства и реставраторов, которые возвращают к жизни произведения старых мастеров. Еще с 50-х годов началось сотрудничество Смоленского музея-заповедника и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря (г. Москва). Реставрационная работа заключается в максимальном восстановлении первоначального вида памятника искусства. При этом нередки подлинные реставрационные открытия. Так, большим событием в работе ВХНРЦ явилась проведенная в 1962 году реставрация картины неизвестного тогда художника "Женский портрет". Сложная и интересная реставрация дала возможность кандидату искусствоведения М.К.Малицкой установить имя великого испанского живописца XVII века Франсиско де Сурбарана и определить название картины "Святая Юста". "Святая Юста" кисти Сурбарана, экспонируемая ныне в Художественной галерее, стала гордостью музейного собрания, одним из лучших его сокровищ.
Следует подчеркнуть, что именно собрание живописи до сих пор является наименее исследованным разделом в музейной коллекции зарубежного искусства, и в группе неопознанных или анонимных произведений вполне возможны новые и весьма значительные открытия.