|
http://www.museum.ru/C79 . |
||||||
|
||||||
Список всех предметов музея | Подробнее о музее (проезд, афиша, сайты, изображения) | ||||||
Сложное антропо-зоо-орнитоморфное изображение Тип: вещевой источник, археология Датировка: III - V века до н.э. Размер: ширина - 13,1 см, высота - 13,1 см Техника: бронза Описание: Едва ли не самым ярким образцом кулайского искусства является сложная композиция, объединяющая 9 персонажей: человека, 3 бобров-выдр, 3 птиц и 2 лосей. В целом она повторяет контур антропоморфной фигуры. Изображение человеческой головы с обломанным литником имеет характерные для кулайского стиля признаки: рубчатый верх очелья, передачу деталей лица рельефными линиями (бровей и носа - взаимноперпендикулярными отрезками, глаз и рта - овалами, подбородка - дугой). На месте плеч расположены 2 фигуры головами вверх бобров или выдр (в традиционном изобразительном искусстве Приобья эти персонажи часто передаются в едином образе). Третье изображение этого же животного занимает место правой ступни человекообразной поделки. Все три фигуры выполнены в единой иконографической традиции: в распластанной позе, которую называют также "позой лягушки" или "видом сверху", с рельефным выделением скелетной основы и ромбовидной "линии жизни" - символом внутренностей и жизненной силы живого существа. Вытянутые головы лосей или, скорее, лосих с настороженно поднятыми ушами занимают положение растопыренных человеческих рук. Детали, за исключением слабо выраженных глаз, не проработаны. На месте бедер изображены 2 птицевидные фигуры головами в противоположные стороны с распростертыми крыльями, длинными ногами и острыми клювами. Скелетные каркасы, "линии жизни" и маховые перья на крыльях выражены рельефными линиями, хвосты - тремя выступами. Голова хищной птицы с загнутым вниз клювом и слабо выделенным глазом заменяет левую ступню человекообразной фигуры. В целом композиция очень статична, ее можно было бы даже назвать геральдической, если бы не асимметрия нижних конечностей. Именно полиморфизм, статичность и стилизация подводят к мысли о культовом содержании поделки. Любопытно видовое распределение зооперсонажей: оно зримо ассоциируется с трехчленностью мироздания, ибо в традиционных приобских культурах птицы отождествляются с Верхним миром, лоси - со Средним, бобры-выдры - с Нижним. Наибольшей сакральностью из приведенных образов обладал бобр, признаваемый помощником и защитником человека. Его устойчивый культ на территории Обь-Иртышья считается одним из самых архаичных: он прослежен от эпохи неолита до этнографической современности. В описываемом изображении заложены истоки одного из канонов средневекового художественного стиля: расположение антропоморфной личины или фигуры между двумя вертикально стоящими бобрами. Ранний железный век. Васюганский этап кулайской культуры. V-III вв. до н.э. Кулайские находки. Нижнее течение р. Чаи - левого притока р. Оби, у .Подгорного Чаинского р-на Томской обл. Сборы Л.Н.Зинченко, 1927 г. Инв.номер: ТОКМ 2281/102 Организация: Томский областной краеведческий музей имени М.Б. Шатилова Copyright (c) 1999-2013
Томский областной краеведческий музей имени М.Б. Шатилова
|
||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru |