Интернет-проект «1812 год»

Михаил Казанцев

Нарвский корпус

 

4 июля Александр I писал Н.И. Салтыкову (председателю Гос. совета и Комитета министров) в частности о превосходстве неприятеля в силах, «можно сказать смело, на всех пунктах» и мерах, которые следует продумать заранее, если придется эвакуировать столицу. И хотя, отвечая императору, Салтыков высказал сомнения в том, что неприятель решится со значительными силами «идти прямо на Петербург, оставя за собой нашу действующую армию», он также считал необходимым «здесь теперь собрать корпус войск из находящихся здесь, в Финляндии и других поблизости мест». Этот корпус, названный позднее Нарвским, он предлагал «поручить в команду» М.И. Кутузову.

До 12 июля пришли известия об отступлении войск Ф.Ф. Левиза после боя при Экау, потере Митавы и даже переходе сил противника через Зап. Двину и пресечении коммуникации с Ригой. Поэтому на состоявшемся в тот день чрезвычайном заседании Комитет министров постановил, что «в случае настояния нужды в защите столицы» Кутузов примет «в свое распоряжение войски, какие для того здесь соберутся». Соответствующий рескрипт Александра I последовал 15 июля.

Согласно опубликованной в сборнике документов «М.И. Кутузов» «Записке о войсках, назначенных для составления корпуса в Нарве», в это соединение были включены:

– Воронежского пех. полка 2 батальона
– двух морских полков 4 батальона
– артиллерии 1 батарейная и 1 легкая роты

Помимо этих частей, находившихся в Петербурге, должны были прибыть из Финляндии:

– Митавский драгунский полк из Кексгольма – 5 эскадронов
– 31-го егерского полка 1 батальон с грен. ротой из Роченсальма
– 47-го егерского полка 1 батальон с грен. ротой из с. Сало (близ Ловизы)
– запасной батальон Воронежского пех. полка с грен. ротой из Выборга

Наконец, в корпус была включена гарнизонная арт. рота из Нарвы. А в донесении А.И. Горчакова военному министру от 12 июля к данным силам еще добавлены батальон 3-го егерского полка (очевидно, запасной) и лейб-казачья Уральская сотня.

Под 4 батальонами двух морских полков (2-го и 3-го) подразумевались их действующие подразделения (запасным, согласно повелению императора от 27 июня, надлежало прибыть в Новгород и Тверь), а под батальонами 31-го и 47-го егерских полков – запасные (остальные были назначены для укомплектования Финляндского десантного корпуса и усиления «рижского»).

Но какие именно арт. роты должны были поступить из Петербурга?

Артиллерия 6-й и 21-й пехотных дивизий, как известно, предназначалась для поддержки упомянутого десантного корпуса. И не было на тот момент в столице ни подразделений 25-й полевой бригады, ни 1-й запасной. Поэтому, по всей видимости, в состав Нарвского отряда была включена вся артиллерия небольшой 5-й резервной бригады – батарейная № 35 и легкая № 49 роты.

В дальнейшем развитии событий запасные батальоны 31-го, 47-го, 3-го егерских и Воронежского пехотного полков остались в Финляндии.

28 июля Александр I повелел отправить в Петербург 8 резервных эскадронов 1-й кавалерийской дивизии из Подгощинского и Старорусского депо, а также 5 рот 1-й запасной арт. бригады из Пскова (впоследствии туда двинулись батарейная № 45, легкие №№ 55, 56, 58 и конная № 19 роты).

А в начале сентября с целью усиления корпуса Витгенштейна из столицы выступили 2 действующих батальона Воронежского пехотного полка, 4 резервных эскадрона Гродненского гусарского и Польского уланского полков, Митавский драгунский полк и 2 легкие арт. роты.

К тому времени из числа прибывших в столицу рекрут были вновь сформированы вторые батальоны 2-го и 3-го морских полков. И, согласно повелению императора от 12 сентября, весь 2-й полк и одна конная рота (№ 19) поступили в корпус Новака, которому надлежало сосредоточиться в Новгороде.

Таким образом, в начале октября в Петербурге из выше упомянутых войск должны были остаться 3 батальона 3-го морского полка, не принявшего участие в кампании, 4 резервных эскадрона драгунских полков 1-й кав. дивизии, лейб-казачья Уральская сотня и 5 пеших арт. рот (с учетом прибывшей из Фридрихсгама батарейной роты № 25).

Хотя в 1812 году вряд ли могла возникнуть угроза столице со стороны Финляндии, и в ходе кампании ее территорию (включая Аландские острова) покинуло достаточно большое количество полевых войск, там остались подразделения запасных батальонов, принадлежавших 10-ти полкам 6-й и 21-й пехотных дивизий, а также офицерские кадры еще 10 батальонов. И для укомплектования всех этих частей направлялись партии рекрут. Кроме того, в Финляндии находились и 3 запасных батальона 25-й дивизии – двух егерских и Воронежского пехотного полков.

Вместе с тем из располагавшихся там первоначально 27-й кавалерийской бригады, 2 казачьих полков и 5 арт. рот (батарейные №№ 6, 21, 25, легкие №№ 11, 40) были передислоцированы в другие пункты почти все – за исключением казаков Киселева 2-го.

 

 

Публикуется в интернет-проекте «1812 год» с любезного разрешения автора.