Отряды у Борисова, в Бобруйской крепости и у Мозыря
Накануне войны у Борисова начали строить «тет-де-пон» на западном берегу Березины и некоторые другие укрепления. Но до 30 июня там находился только небольшой отряд под командованием А.И. Грессера: запасные батальоны 1-го и 33-го егерских полков (формально числившихся 12.6 в 1-м резервном корпусе) с минерной ротой М.Г. Сазонова.
Как известно, этот отряд сначала отступил к Могилеву, где к нему присоединились различные другие войска, и в частности довольно значительное число рекрут, предназначавшихся для укомплектования подразделений 5-го и 42-го егерских полков (вероятно, запасных).
Далее все они оказались в армии Багратиона, а в конечном итоге батальоны Грессера с минерной ротой Сазонова поступили в 1-ю Западную армию.
В гарнизон Бобруйской крепости еще в начале марта были назначены запасные батальоны 24-й и 26-й дивизий. Подразделения последней, т.е. бригада подполковника Дрейера, согласно рапорту Эртеля от 10.6, ожидались «из Бобруйска в Мозырь». Их должны были сменить таковые же батальоны 27-й дивизии, которые прибыли в крепость с 20.6 в течение нескольких дней.
21.6 коменданту крепости Г.А. Игнатьеву доставили приказ (согласно повелению Багратиона) для командира 12-ти запасных батальонов о поспешном их следовании в Минск для соединения с 27-й пех. дивизией. Но, не получив разрешения оставить для содержания караулов бригаду Дрейера, Игнатьев затем сохранял в своем подчинении все 18 батальонов до прибытия в Бобруйск Багратиона.
23.6 Игнатьев доложил военному министру, что в находящихся в крепости батальонах 24-й и 27-й дивизий вместе с прибывшими для укомплектования рекрутами насчитывалось до 6 тысяч человек. Но при этом он замечал, что пехотинцев требовалось 10 тысяч, и в гарнизон следует также включить 2 эскадрона легкой кавалерии, 200 казаков и легкую полуроту полевой артиллерии.
15 июля К.И. Опперман написал Барклаю, что, по донесению Игнатьева, «из 18 запасных батальонов, составлявших тамошний гарнизон», Багратион «взял с собою 6».
Это была бригада Дрейера. Но ушла она не в Мозырь. 3 августа в письме генерал-губернатору Малороссии Я.И. Лобанову-Ростовскому Эртель полагает, что Дрейер должен находиться в Чернигове, и просит «без крайней нужды сию дивизию», т.е. его бригаду, «не отлучать» от этого города.
Тут необходимо заметить, что Чернигов был одним из пунктов, куда свозили казенное имущество из районов, в которых оно могло оказаться в руках неприятеля. В этот город также были отправлены больные и раненые 2-й Западной армии (которых сопровождала полурота 1-го св.-грен. батальона 26-й пех. дивизии).
Вместе с тем Я.И. Лобанов-Ростовский формировал в Черниговской губернии 6 казачьих полков (в Полтавской еще 9), а также земское ополчение – 10 пеших и 5 конных полков с арт. командой.
Во время проведения экспедиции во фланг и тыл «Великой армии» (конец августа – начало сентября) Эртель направил войска Дрейера на Рогачев, а 10 сентября (чтобы исполнить приказ Кутузова от 28.8) – в Бобруйскую крепость.
По рапорту Игнатьева от 5 октября, в этой крепости находились запасные батальоны 24-й, 27-й и 26-й (без 2-х – Полтавского и 5-го егерского полков) дивизий и Витебского полка (последний 14.9 еще был в Мозыре), а из конницы – только небольшие команды 4-х Донских (Грекова 21-го, Быхалова 1-го, Исаева 2-го, Комиссарова 1-го) и 2-х Бугских (2-го и 3-го) полков.
В середине ноября в Бобруйск прибыл отряд из Мозыря с некоторыми другими частями.
Этот отряд 10 июня состоял только из запасных подразделений 2-й гренадерской, 12-й пехотной и 4-й кавалерийской (без драгунских полков) дивизий – 12 батальонов и 6 эскадронов. Кроме того, еще в марте в Мозырь были направлены из Петербурга и Москвы казачьи полки Исаева 2-го и Грекова 21-го. По рапорту Эртеля, ожидались еще запасные части 26-й пехотной и 3-й кавалерийской дивизий, но позднее прибыла только конница – 8 эскадронов из Мстиславля и Чирикова (о пехоте см. выше).
Наконец, в Мозырь следовали казачьи полки Быхалова 1-го, Комиссарова 1-го, Грекова 9-го, Рубашкина (позднее Семенченкова). Последние два были сняты с Кавказской линии.
В июле произошли следующие перемещения войск.
Из Слуцка Багратион отправил обременявшие его армию обозы и пленных в Мозырь. Для их сопровождения он выделил отряд подполковника Кленовского: 2 роты 1-го св.-грен. батальона 26-й пех. дивизии и, по крайней мере, часть 3-го Бугского казачьего полка (по одной из версий, он был откомандирован в полном составе) во главе с его командиром К.И. Селистрановым. Об этом конвойном отряде, который находился позднее в Овручском повете, а затем в Чечерске, и включал лишь 1 сотню казаков, говорится в рапортах Эртеля от 27.7 и 14.9.
Помимо этого, в силу полного отсутствия в Мозыре артиллерии Багратион направил туда половину легкой арт. роты № 4, т.е. из временно присоединившегося к его армии отряда И.С. Дорохова (другая полурота была в своей 11-й бригаде).
Что касается казаков, то еще 12 июня Багратион считал наиболее целесообразным присоединить полки Исаева 2-го и Грекова 21-го к своим войскам, но 5 июля предписал одному из них остаться в подчинении Запольского (замещавшего тогда Эртеля). А в конечном итоге во 2-ю Западную армию поступили полки Грекова 21-го, Быхалова 1-го и Комиссарова 1-го.
Вместе с тем 7 июля А.П. Тормасов приказал Ф.В. Остен-Сакену «отправить поспешнее в Мозырь, для усиления тамошнего поста», половину 36-й пехотной дивизии и половину батарейной арт. роты № 33. И 26 июля туда прибыли 6 запасных батальонов 15-й пехотной дивизии с указанной полуротой. Кроме этих войск отряд Эртеля в конце того же месяца усилился казачьими полками Грекова 9-го и Семенченкова.
28 сентября Чичагов сообщил Эртелю, что в его корпус поступят 4 запасных батальона 18-й дивизии из Житомира и малороссийские казаки Я.И. Лобанова-Ростовского, а 4 октября уведомил его же о движении к Пинску достаточно многочисленного отряда Лидерса (усиленного 22-м егерским полком, конной арт. ротой и 3-мя Украинскими регулярными казачьими полками), который затем будет в подчинении Эртеля.
Однако через 6 дней состав этого отряда был намного сокращен, и в качестве некоторой компенсации Чичагов тогда же приказал направить в Мозырь последние 2 запасных батальона 18-й дивизии, половину 11-й кавалерийской дивизии (кирасиры и драгуны 4-й кав. дивизии) и половину батарейной арт. роты № 33. А Лидерс позднее получил приказ из Пинска идти на соединение с главными силами Чичагова.
Если 6 октября 12 резервным батальонам Чигиринской, Новомиргородской и Елисаветградской бригад предписывалось следовать в Минск по ранее определенному маршруту (остальные 6 должны были прибыть в Киев), то 13 октября – в Мозырь. При этом выяснилось, что все эти батальоны покидали свои депо «без ружей», и, соответственно, Чичагову пришлось заняться решением данной проблемы. А 29 октября он приказал 2 бригадам (Новомиргородской и Елисаветградской) идти далее, не дожидаясь доставки оружия.
7 ноября Чичагов предписал С.А. Тучкову «немедленно <...> отправиться навстречу корпусу генерал-лейтенанта Эртеля» и принять «оный в команду». При этом в дальнейшем идти сначала в Бобруйск, а затем к Могилеву. На тот момент данное соединение, по его строевому рапорту, включало следующие войска:
– 14 запасных эскадронов 2-й кирасирской и 4-й кавалерийской дивизий (без эск. Павлоградского полка), а также Сумского гусарского полка
– казачьи полки Исаева 2-го, Грекова 9-го и Семенченкова
– стрелки лесной стражи
– батарейная арт. рота № 33
– взвод легкой арт. роты № 4
– 15 запасных батальонов 12-й, 15-й (5) и 18-й (4) пехотных дивизий
Еще ранее из корпуса был откомандирован отряд Палагейки – запасные подразделения 2-й гренадерской дивизии, Павлоградского и Мариупольского гусарских полков. Позднее эти части, а также казачий полк Исаева 2-го будут в составе войск Чичагова во время проведения операции на реке Березина.
Заметим также, что у отряда Палагейки имелись 6 легких 3-фунтовых орудий, но впоследствии И.К. Орурк посчитал их малопригодными для использования.
Из войск корпуса в поход не выступили:
– 4 запасных эскадрона драгунских полков 3-й кавалерийской дивизии
– малороссийские казачьи полки и команды
– 2 взвода легкой арт. роты № 4
– 2 запасных батальона 18-й пехотной дивизии
15 ноября С.А. Тучков доложил, что с вверенным ему корпусом прибыл в Бобруйск. На следующий день туда прибыли 75-й корабельный экипаж флота (невооруженный) и отряд Браамса, включавший батарейную арт. роту № 13.
16-го Чичагов предписал Тучкову: «оставаться впредь до повеления в Бобруйске, куда собрать все команды, рекрутские батальоны и все транспорты, какие только шли к армии, и из всех войск, у вас имеющихся, составить корпус». 18-го эти силы начали движение на Игумен.
Публикуется в Библиотеке интернет-проекта «1812 год» с любезного разрешения автора.
|