Манифест
о наборе рекрут с 500 душ по 8 человек;
о исключении некоторых губерний от сей повинности,
и об освобождении от оной дворянских имений,
поставивших ратников в ополчение
от 30 ноября [/ 12 декабря] 1812 г.
Объявляем всенародно.
Военные силы Царств соразмерны бывают обширности пределов земли и обстоятельствам времен. В настоящую ныне с Франциею войну Россия долженствовала сделать чрезвычайные напряжения, дабы противостоять неприятелю, поднявшему на нее оружие не с одними своими силами (хотя и оные велики), но почти со всеми Европейскими народами. Толь сильное устремление совокупных и многочисленных против Нас ополчений не могло иначе быть отражено, как столь же сильными мерами и великими ополчениями. Ныне, хотя по неизреченной к Нам милости Божией, огромные неприятельские силы победоносным Нашим воинством и храбрым народом сокрушены, и малые остатки оных ищут спасения своего в поспешном из России бегстве; однако же, для постановления на твердом основании прочного мира и желаемого спокойствия, нужно еще войскам Нашим быть в таком числе, которое бы достаточно было поддержать достоинство и славу Империи. Рог сильного сломлен; но предстоит еще надобность не дать снова возникнуть могуществу врага, и уменьшить власть его над другими слабейшими народами, которых принуждает он повиноваться и служить ему из страха. Пространная, богатая, миролюбивая Россия не ищет завоеваний, не алчет чужих сокровищ, не дерзает присвоять себе Богу Единому приличной власти располагать Престолами Царей: она желает только спокойствия и тишины каждому и всем. Но при всей кротости и умеренности своей не потерпит и не может терпеть, дать волю злобе устремляться на разрушение собственного ее и других земель благоденствия. Все свои силы напряжет она для обуздания дерзости и сохранения Веры своей и свободы. По сим причинам, сколь ни тяжко сердцу Нашему частыми наборами рекрут, отрывая земледельцев от возделывания полей их, но еще бы тяжелей было видеть любезных Наших верноподданных, неогражденных достаточными силами от лютости дышущих злобою на них врагов, по делам которых можно судить, какой жребий приготовляли они России. Но да не сбудется пагубное их желание! Надежда Наша – Бог и храброе Наше воинство. И так да пребудет оное в том важном числе, какое необходимо нужно для достижения тишины и удержания тех преимуществ, до которых дошли Мы толикими трудами, пожертвованиями и пролиянием крови. Рассмотрев зрело и уважив для пользы народной все сии обстоятельства, Повелеваем Мы, вновь произвести рекрутский набор на основании изображенных при сем нижеследующих постановлений. Молим Всевышнего, да сделает впредь ненужными сии чрезвычайные и тягостные меры!
1. Во всем Государстве собрать рекрут с 500 душ по восьми человек на том основании, как в указе, сего числа Правительствующему Сенату данном, постановлено.
2. Из набора сего исключить Губернии: Полтавскую, Черниговскую, Курляндскую, Виленскую, Гродненскую и Минскую, области: Белостокскую, Тарнопольскую, также и Грузию.
3. О Губерниях Сибирских сделано будет особое распоряжение.
4. Дворянские имения, поставившие ополчение, освобождаются от рекрутского набора до возвращения воинов в дома свои; что же касается до мещан, то ежели от них в ополчение поступило людей не менее того количества, какое по прошедшему и по предстоящему наборам взять с них следовало, в таком случае рекрут с них уже не брать; а будет менее, то дополнить по расчету.
5. Набор рекрут начать по обнародовании сего Манифеста в каждой Губернии через две недели, и кончить непременно в течение месяца.
6. В приеме рекрут руководствоваться теми правилами, по коим производился последний общий рекрутский набор, допуская и ныне те изъятия, кои для облегчения сей повинности изъяснены в указе 12 Сентября и в правилах, на основании оного составленных.
«Санкт-Петербургские сенатские ведомости» №49 от 7 декабря 1812.
* ПСЗРИ, собр.1, т.32, №25279, с.466-467.