[Донесение Ф.О.Паулуччи[1] от 6 (18) ноября 1812].
Генерал-Адъютант Маркиз Паулуччи, от 6 Ноября, из Риги доносит ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ следующее:
В рапорте моем от 3 сего Ноября, я имел щастие донести ВАШЕМУ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ, о взятии Майором Филатовым города Крейцбурга.
В то же время всеподданнейше доносил о намерении моем взять город Фридрихштат, как важный пункт, откуда неприятель могбы легко делать набеги как в Лифляндии, так и в Псковской Губернии. Для достижения цели сей, по сделанному мною распоряжению, произведено в действие следующее:
Отряд из корпуса Генерал-Лейтенанта Левиза,[2] состоявший из 1.300 человек под начальством Майора Бояринова, атаковал город с левого берега реки Двины; между тем как войска под командою Полковника Ридингера[3] атаковали его по правому берегу оной реки; для прикрытия же сего нападения и для воспрепятствования неприятелю подкрепить город сей, другой отряд от корпуса Генерал-Лейтенанта Левиза из 1.600 человек, под начальством Майора Елистратова, был послан для учинения фальшивой атаки в Валофе, дабы тем его заняв отвлечь от Фридрихштата. Нападение на сей город произведено 3 числа сего месяца [ноября] в 9 часов по полуночи; неприятель после довольно упорного сражения оставя город в 1 часу по полудни, отступил в беспорядке к Якобштату; во время его ретирады преследован он около 10 верст Майором Бояриновым и в сем деле взято у неприятеля в плен Офицер 1, рядовых до 70 человек; с нашей стороны во всех трех отрядах потери полагать можно до 260 человек. Найденные же в Фридрихштате и около оного тела убитых показывают, что потеря неприятеля весьма важна.
Маршал Магдональд,[4] как я предвидел, отрядил из Мисгофа к Фридрихштату сильное подкрепление, которое на пути своем быв остановлено отрядом Майора Елистратова, атаковало его стремительно, но будучи не в состоянии пробиться не могло воспрепятствовать овладения Фридрихштатом, в коем находилось до 800 человек Баварцев и 3 эскадрона Прусской кавалерии.
С некоторого времени неприятель имея в виду укрепить свой правый фланг, к достижению цели сей, атаковал 3 числа [ноября] по утру отряд Генерал-Лейтенанта Левиза, прикрывавший Ригу, стараясь принудить его отступить в самые укрепления сего города, дабы тем укрепив свой правый фланг и пользуясь замерзанием реки Двины иметь способ действовать мне в тыл.
Неприятель, имевший превосходство в силах особливо в кавалерии и артиллерии, из коей половина конной, сбив аванпосты, находившиеся при Таможне и Плакенцейме, принудил оные отступить к своему корпусу.
Генерал-Лейтенант Левиз оставя прежнюю свою позицию при Дален-кирхе, занял гораздо выгоднейшую для своих сил, от прежней в 3 верстах.
Прежняя позиция была для нас выгодна по окружающим ее болотам; ныне же потеряла свое преимущество; ибо в настоящее время по случаю сильных морозов, сделалась удобопроходимою для кавалерии, и потому корпус Генерал-Лейтенанта Левиза, имев оной гораздо менее против неприятельской, мог легко быть обойденным. Новая же позиция напротив того будучи менее обширна, укреплена дефилеем и окружена кустарниками, препятствует неприятельской кавалерии действовать с успехом.
Сражение сие, кончившееся с наступлением ночи, не было решительно, и на другой день, то есть 4 числа [ноября], неприятель возобновил нападение, открыв сильную канонаду в 9 часов по полуночи. Артиллерия наша искусным своим действием вскоре принудила его замолчать; кавалерия же наша будучи весьма быстро атакована неприятельскою, по выгодности нашего местоположения, отразила оную и принудила к отступлению, которое успешным действием орудий наших приведено в совершенный беспорядок. Таким образом все неприятельские покушения были во всех пунктах опровергнуты, и неприятель прекратив атаку в 12 часов по полудни, принужден был ретироваться. В сем деле неприятель потерял до 400 человек убитыми и 18 взятыми в плен; с нашей стороны убито и ранено до 100 человек.
До сего часа войска находятся в действиях для приведения в исполнение сделанного мною плана сообразно с Высочайшим ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА повелением и хотя не могу еще засвидетельствовать, что все исполнено сходно с моим начертанием; но должен отдать справедливость рвению и искусному распоряжению Генерал-Лейтенанта Левиза, равно не могу довольно выхвалить расторопности и ревности Генерал-Майора Вельяминова,[5] Полковника Ридингера и Майоров Бояринова и Елистратова.
Когда движения относительно сего предприятия совсем окончены будут, я буду иметь щастие особенным рапортом представить ВАШЕМУ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ как о сих, так и о других Штаб и Обер-Офицерах, кои при сем деле особенно отличились.
* Прибавление к «Санкт-Петербургским ведомостям» №91 от 12 ноября 1812.
Прибавление к «Северной почте» №91 от 13 ноября 1812.
«Московские ведомости» №95 от 27 ноября 1812.
Комментарии:
[1] Паулуччи Филипп Осипович (Филиппо) (
Paulucci Filippo) (1779 – 1849), маркиз, российский генерал-лейтенант, генерал-адъютант, с октября 1812 г. Рижский военный губернатор.
[2] Левиз Федор Федорович (
Левиз оф Менар Фридрих) (
Lowis of Menar Friedrich) (1767 – 1824), российский генерал-лейтенант, в 1812 г. командовал отдельным отрядом под Ригой, в начале 1813 г. командир отдельного отряда в армии П.Х.Витгенштейна, в 1813–1814 гг. командир 4-го пехотного корпуса в войсках герцога А.Вюртембергского под Данцигом.
[3] Ридингер Александр Карлович (
Rüdinger) (1782 – 1825), российский полковник (с 11
(23) января 1814 г. генерал-майор), шеф 44-го егерского полка.
[4] Макдональд Этьен Жак Жозеф Александр (
Macdonald Etienne-Jacques-Joseph-Alexandre) (1765 – 1840), герцог
Тарентский (
de Tarente), французский маршал, в 1812 г. командир 10-го корпуса, с апреля 1813 г. командир 11-го корпуса.
[5] Вельяминов Иван Александрович (1771 – 1837), российский генерал-майор (с 30 августа
(11 сентября) 1814 г. генерал-лейтенант), в 1812 г. командовал 33-й пехотной дивизией в корпусе Ф.Ф.Левиза, в 1813–1814 гг. начальник штаба корпуса А.Вюртембергского.