|
Известия о военных действиях 1812-1814 гг. По материалам периодической печати.
[Рапорт А.И.Чернышева[1] от 5 (17) ноября 1812].
Рапорт ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Флигель-Адъютанта Полковника Чернышева, представленный Генералу от кавалерии Графу Витгенштейну,[2] от 5 числа Ноября.
Честь имею донести Вашему Сиятельству, что по щастливом возвращении из Герцогства Варшавского с отрядом, мне вверенным тогда, когда [3-я] Западная армия следовала из Бреста к Минску, Господин Главнокомандующий Адмирал Чичагов,[3] быв долгое уже время в совершенной неизвестности о блистательных движениях войск, Вашему Сиятельству вверенных, равно и о расположении главных сил Французской армии, а особливо корпуса Маршала Виктора,[4] счел нужным употребить всевозможное старание для скорейшего открытия прямого сообщения с корпусом Вашего Сиятельства; по чему Господину Главнокомандующему угодно было в Слоним 25 числа прошедшего Октября поручить мне для сего предмета казачий Пантелеева[5] полк.
В ночи с 25 на 26 число [октября], Господин Адмирал Чичагов, отправя уже почти все колонны к Несвижу, получил известие, что Князь Шварценберг[6] (против коего был оставлен с корпусом Генерал-Лейтенант [Остен-]Сакен,[7] в окружностях Бреста) отрядил довольно значительное число войск к Волковиску и Зельвы и угрожал через оное прервать коммуникацию между Генералом [Остен-]Сакеном и армиею, почему Г[осподин] Главнокомандующий приказал мне с вышеозначенным Пантелеева полком, находившимся тогда в Слониме, следовать к Деречину и Зельвы для занятия обоих сих постов и наблюдения за неприятельскими движениями. 27 числа [октября] прибыл я в Деречину и узнал, что неприятельский корпус Генерала Моора[8] следовал из Гродны к м.Мосты и начал уже наводить в оном местечке мост; я тотчас (хотя Неман и был от меня в 6 милях) отправил туда партию, которая, найдя прикрытие работников на правом берегу реки, истребила все приготовления на левом берегу находящиеся. В то же самое время партии мои, посланные к Волковиску, уведомили меня, что неприятельские войска заняли уже оное местечко и показывались по дороге к Зельвы, что меня вынудило без потери времени соединить отряды Пантелеева казачьего полка и идти с ним навстречу неприятеля, дабы через оное иметь время истребить три моста, находящиеся на реке Зельве у самого местечка, равно и уничтожить мост, находящийся в Ивашкевичах. Неприятельская передовая конница, состоящая из нескольких эскадронов, встречена была мною за 14 верст от м.Зельвы и сильно напала на моих казаков, в чаянии захватить мосты еще в целости; но тогда, как находилась она только в версте от реки, все уже было истреблено. Ночью получил я сведение, что в Ивашкевичах мост равномерно уничтожен моею партиею, и что через два часа по сожжении оного пришел из Изабелина к селению Ивашкевичи сильный отряд неприятельской конницы. Переночевав в самом м.Зельвы, в весьма близком расстоянии от неприятеля, по утру рано 28 числа [октября] увидел я, что не только он ничего против меня не предпринимает; но даже и подается назад к Волковиску, что произошло, как полагать можно, от наступательных действий Генерала [Остен-]Сакена против главных сил Австрийской армии.
В то время как я сбирался следовать за неприятелем, получил предписание Г[осподина] Главнокомандующего из Полянки следовать мне из Деречина в Денцол на Новогродск, для наблюдения по Неману за неприятелем и потом далее в следствие прежнего моего назначения. Из Новогродка, куда я прибыл форсированными маршами, делая в сутки до 10 миль и более, предпринял я отважную мою экспедицию в то самое время, когда в Белицах, Николаеве, Лидаве и Воложине, Ракове и Радошковичах, находились сильные неприятельские отряды, а вправо в Столицах и Кайданове весь корпус Генерала Домбровского;[9] переправясь через Неман вплавь у Колодезной, взял направление через Налибоки, Камень, в Ивенец. Я нашел в последних сих двух местечках неприятельский госпиталь, состоящий из 800 больных и до 100 человек прикрытия. Важность моего назначения и отдаленность от армии не позволили мне доставить оных пленных в армию, или отягощать свой отряд приводом оных; почему ограничился истреблением их оружий, припасов и отобранием лошадей, что и производил также во все продолжение экспедиции, в которой внезапное и совершенно неожиданное появление казаков подавало способ захватить их до несколько сотен в плен. Подходя к большой дороге за две мили к селению Дуброве, схватил я конный Французский пикет, состоящий из 20 человек кирасир и драгун, коих, по отобрании лошадей и истреблении оружий, отпустил. Через них узнал я об отступлении большой Французской армии к Смоленску и о следовании всей неприятельской силы к Минску или Могилеву, что умножило еще опасность в перерезании большой дороги от Минска до Вильны. Хотя я с полком шел день и ночь и сделал в сии сутки уже более десяти миль; но желая воспользоваться ночною порою и переехать через дорогу безопаснее, потому что днем следовали по оной неприятельские колонны, переправился не теряя ни минуты через оную благополучно и остановился в 3 верстах от оной в скрытном месте, дабы наблюдать ее и захватывать курьеров. К великому моему щастию удалось мне отбить ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Генерал-Адъютанта Барона Винценгероде,[10] взятого в плен в Москве против всех прав народных; с ним вместе выручил я также Генерал-Майора Свечина 3,[11] Изюмского гусарского полка Майора Нарышкина,[12] находящегося при Бароне Винценгероде; посланного Графом Штейнгелем[13] для отыскания армии Адмирала Чичагова, Есаула Князева и 12 класса Комиссионера Полутова, при коих находились 3 Французские жандарма; да сверх оного взял три Кабинет-курьера Французского Императора,[14] следующих один из Парижа в армию, а два из армии в Париж; бумаги, найденные у них особенной важности. Я словесно буду иметь честь донести Вашему Сиятельству о их содержании.
Потом поспешил я сколь можно к достижению цели моей экспедиции, от успеха которой зависели конечно важнейшие соображения для общих военных действий. Подходя уже к м.Березину встретил я Хорунжева Демидова, посланного с партиею к Адмиралу Чичагову, коему я дал достаточное наставление для выполнения его поручения и при оном подробное донесение Г[осподину] Адмиралу Чичагову, которому с марша я отправил прежде сего три шифрованные депеши. По предписанию, данному мне Г[осподином] Главнокомандующим, Пантелеева казачий полк должен присоединиться к корпусу Вашего Сиятельства. Смею сказать, что благоразумие и отличное усердие Майора Пантелеева, который был моим совершенным помощником, равно и неутомимость, храбрость и решительность его казаков соделывают оный полк достойным Вашего замечания. Деяния их будут мною в последствии представлены по команде к справедливому награждению за экспедицию, каковой, можно сказать, мало было еще примеров. В продолжении 4 суток с половиною сделал я более 350 верст, быв беспрестанно окружен со всех сторон многочисленными неприятельскими войсками; переплыл через четыре реки, истребил большое количество обозов, а притом между прочим аптеку Императорской Французской гвардии, и сверх оного доставил первое сведение о действиях [3-й] Западной армии и о внутреннем положении неприятельских войск. Приближаясь к корпусу Вашего Сиятельства, начал я собирать пленных, коих доставлено будет, кроме жандармов и курьеров, до 50 человек.
Потеря с нашей стороны состоит в 4 казаках убитых, 5 раненых и 6 без вести пропавших; да лошадей 4 убитых и 4 раненых.
Отдаленность армии Адмирала Чичагова вынуждает меня испрашивать у Вашего Сиятельства, донести все вышепрописанное до сведения ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА.
* Прибавление к «Санкт-Петербургским ведомостям» №93 от 19 ноября 1812.
Комментарии:
[1] Чернышев Александр Иванович (1785 – 1857), флигель-адъютант (с 22 ноября (4 декабря) 1812 г. генерал-адъютант), российский полковник (с 22 ноября (4 декабря) 1812 г. генерал-майор; с 4 (16) марта 1814 г. генерал-лейтенант), в 1812–1814 гг. и в 1815 г. неоднократно командовал армейскими партизанскими отрядами, в 1813 г. командир казачьего корпуса в войсках М.С.Воронцова, в 1814 г. командир авангарда корпуса Ф.Ф.Винцингероде.
[2] Витгенштейн Петр Христианович ( Зейн-Витгенштейн-Берлебург Петер Людвиг Адольф) ( Sayn-Wittgenstein-Berleburg Peter Ludwig Adolph) (1768 – 1843), граф, российский генерал-лейтенант (с 22 октября (3 ноября) 1812 г. генерал от кавалерии), шеф лейб-гвардии Гусарского полка, в 1812 г. командир 1-го пехотного корпуса, входившего в начале войны в 1-ю Западную армию, затем командир отдельного корпуса, в 1813 г. командующий российской армией, после смерти М.И.Голенищева-Кутузова в апреле-мае 1813 г. главнокомандующий российско-прусскими войсками, в 1813–1814 гг. командир российского корпуса в Богемской армии.
[3] Чичагов Павел Васильевич (1767 – 1849), российский адмирал, генерал-адъютант, в 1812 г. главнокомандующий Дунайской армией, с 18 (30) сентября 1812 г. по февраль 1813 г. главнокомандующий 3-й Западной армией.
[4] Перрен (прозвище – Виктор) Клод Виктор ( Perrin Claude-Victor) (1764 – 1841), герцог Беллюнский ( de Bellune), французский маршал, в 1812 г. командир 9-го корпуса, в 1813 г. командир отдельного корпуса.
[5] Пантелеев 2-й Степан Иванович (1770 – 1849), российский войсковой старшина (позднее майор, с 28 ноября (10 декабря) 1812 г. подполковник, с 3 (15) января 1815 г. полковник), командир Донского казачьего полка.
[6] Шварценберг Карл Филипп ( Schwarzenberg Karl Philipp) (1771 – 1820), князь, герцог Крумауский, австрийский генерал от кавалерии (с 30 сентября (12 октября) 1812 г. фельдмаршал), в 1812 г. командир Австрийского вспомогательного корпуса Великой армии, в 1813–1814 гг. главнокомандующий Богемской (Главной) армией, в 1815 г. главнокомандующий союзной армией на Верхнем Рейне.
[7] Остен-Сакен ( Сакен) Фабиан Вильгельмович фон дер (Фабиан Готлиб) ( von der Osten-Sacken) (1752 – 1837), барон, российский генерал-лейтенант (с 30 августа (11 сентября) 1813 г. генерал от инфантерии), шеф Санкт-Петербургского гренадерского полка, в 1812 г. командир корпуса в 3-й Резервной Обсервационной, затем в 3-й Западной армии, в 1813–1814 гг. командир корпуса в Силезской армии, с марта 1814 г. генерал-губернатор Парижа.
[8] Моор Иоганн Фридрих фон ( von Mohr Johann Friedrich) (1765 – 1846), барон, австрийский фельдмаршал-лейтенант, в 1812 г. участвовал в походе в Россию в Австрийском вспомогательном корпусе Шварценберга, в 1813 г. командир дивизии в 4-м корпусе Кленау.
[9] Домбровский Ян Генрих ( Dąbrowski Jan Henryk) (1755 – 1818), польский дивизионный генерал, в 1812 г. командир 17-й пехотной дивизии 5-го корпуса Понятовского, с марта 1813 г. командир польской дивизии в Виттенберге, с августа 1813 г. командир 27-й польской дивизии в корпусе Вандамма (затем в корпусе Жирара).
[10] Винцингероде Фердинанд Федорович ( Wintzingerode) (1770 – 1818), барон, российский генерал-майор (с 16 (28) сентября 1812 г. генерал-лейтенант, с 8 (20) октября 1813 г. генерал от кавалерии), генерал-адъютант, в 1812 г. командир армейского партизанского отряда, взят в плен в Москве 10 (22) октября 1812 г., отбит отрядом А.И.Чернышева по дороге во Францию у м.Радошковичи 28 октября (9 ноября) 1812 г., в 1813–1814 гг. командир русского корпуса в Северной армии.
[11] Свечин 3-й Михаил Михайлович (? – ?), российский генерал-майор, в 1812 г. шеф 3-го пешего казачьего полка Московского ополчения, в 1812 г. был взят в плен, но отбит отрядом А.И.Чернышева по дороге во Францию у Радошковичей 28 октября (9 ноября) 1812 г.
[12] Нарышкин Лев Александрович (1785 – 1846), российский ротмистр (с 31 октября (12 ноября) 1812 г. майор, с 22 ноября (4 декабря) 1812 г. подполковник, с 6 (18) февраля 1813 г. полковник, с 11 (23) января 1814 г. генерал-майор), в 1813–1814 гг. командовал отдельным кавалерийским отрядом.
[13] Штейнгель Фаддей Федорович (Фабиан Готхард) ( Steinheil) (1762 – 1831), барон (с 6 (18) сентября 1812 г. граф), российский генерал-лейтенант, в 1812 г. командир Финляндского корпуса, в начале 1813 г. командир корпуса в армии П.Х.Витгенштейна.
[14] Наполеон I Бонапарт ( Bonaparte Napol éon) (1769 – 1821), император Французский в 1804–1814 гг. и в 1815 г., король Итальянский в 1805–1814 гг., протектор Рейнского союза в 1806–1813 гг.
|
Публикуется в рамках интернет-проекта «1812 год».
|
|
|