Известия о военных действиях 1812-1814 гг. По материалам периодической печати.

[Донесение Ф.Ф.Винцингероде[1]
от 24 сентября (6 октября) 1812].

Генерал-Адъютант Барон Винценгероде, от 24 Сентября, из деревни Давыдовки доносит ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ следующее:

ВАШЕМУ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ всеподданнейше доношу: что при корпусе, авангарде, отрядах, заставах и передовых постах обстоит все благополучно.

По Ярославской дороге от 16 Сентября до 22 [сентября] неприятельских движений никаких не замечено. Казачьими разъездами взято в плен 151 человек нижних чинов и 2 Офицера.

По Владимирской дороге 21 числа [сентября] неприятель подался вперед за 20 верст от Москвы; я полагаю, что сие движение сделано для удобнейшей фуражировки, ибо неприятель весьма нуждается в провианте и фураже.

По С[анкт-]Петербургской дороге неприятельских движений никаких не замечено. Разъездами захвачено несколько пленных, которые подтверждают, что войска их, находящиеся в Москве, также имеют большой недостаток в провианте.

Пост, находящийся в Воскресенске, доставил мне 84 человека пленных, выздоровевших из госпиталей и следовавших в Москву.

По всем известиям, которые я имею, заключать должно, что неприятельские соединенные силы находятся в Москве. Он претерпев неоднократно весьма значущий урон от отрядов моего корпуса, производит фуражировку с прикрытием и большою осторожностью.

Отряд, находящийся в Воскресенске, 21 числа [сентября] усилен был мною Тверского ополчения сотнею конных казаков под командою Майора Фиглева, служившего прежде в Белорусском гусарском полку. Я вверив ему сей пост отдал в его команду и находившийся там отряд Донских казаков. Меры, взятые Майором Фиглевым, доказывают отличность сего Штаб-Офицера. Он мне доносит, что 22 числа [сентября] взято им в плен 39 человек, из которых 27 [человек –] в селе Павловском; сии последние были взяты с их лошадьми и всею амунициею. В сей стычке употреблены были конные казаки Тверского ополчения, которые действовали с отличным усердием и храбростью.

23 Сентября неприятельский отряд, состоящий из трех тысяч человек пехоты, трех полков кавалерии и шести орудий, подался вперед от Москвы по Дмитриевской дороге за 30 верст и занял деревню Сухареву и село Марфино. Казачий пост, находящийся в Сухареве, отступил в деревню Озерецкую. Неприятель далее не пошел, но сим движением он прервал мою коммуникацию с Ярославскою дорогою, которую я учредить намереваюсь через город Дмитров. Я еще не могу решительно сказать, что понудило неприятеля к сему движению; но думаю, что он сие сделал для удобнейшего фуражирования.

За нужное почел о сем движении известить для предостерегательных мер Генерал-Лейтенанта Тыртова[2] и Тверского Гражданского Губернатора.


* Прибавление к «Санкт-Петербургским ведомостям» №79 от 1 октября 1812.
«Северная почта» №79 от 2 октября 1812.
Прибавление к «Московским ведомостям» №97 от 4 декабря 1812.


Комментарии:

[1] Винцингероде Фердинанд Федорович (Wintzingerode) (1770 – 1818), барон, российский генерал-майор (с 16 (28) сентября 1812 г. генерал-лейтенант, с 8 (20) октября 1813 г. генерал от кавалерии), генерал-адъютант, в 1812 г. командир армейского партизанского отряда, взят в плен в Москве 10 (22) октября 1812 г., отбит отрядом А.И.Чернышева по дороге во Францию у м.Радошковичи 28 октября (9 ноября) 1812 г., в 1813–1814 гг. командир русского корпуса в Северной армии.

[2] Тыртов Яков Иванович (1753 – после 1816), российский генерал-лейтенант в отставке, в 1812 г. начальник Тверского ополчения.


Публикуется в рамках интернет-проекта «1812 год».
Подготовлено к публикации Александром Подмазо.
© Комментарии Подмазо А.А. (2005).
2005, Библиотека интернет-проекта «1812 год».