Вернуться РУССКИЕ БИОГРАФИИ
Ланской Сергей Николаевич
(1774 – 22.02.1814)
генерал-лейтенант

Он родился в 1774 году, тщательно обучался дома, как гражданским наукам, так и военным, и когда домашние сочли маленького Сергея достаточно подготовленным ко взрослой жизни. Его определили в лейб-гвардии Измайловский полк, в котором в 1797 году он был произведен в прапорщики. В начале века Ланской оставляет военную службу и поступает в коллегию иностранных дел, где и трудится два года при парижской миссии.

Начавшаяся в 1805 году война с Наполеоном вновь сделала его военным человеком – 14 августа этого же года он становиться полковником Мариупольского гусарского полка, с которым отличился в боях с неприятелем.

4 октября Наполеон догнал арьергард отступающей русской армии у Амштетена. На помощь Багратиону, командовавшему арьергардом, Кутузов послал Милорадовича с отрядом. В составе его и были мариупольские гусары. И вместе с ним – полковник Ланской, который за этот бой и за Раусниц – еще одно арьергардное сражение армии Кутузова – стал кавалером ордена святого Георгия 4-й степени. Он получил это высокое отличие, как сказано в реляции, «в воздание отличного мужества и храбрости, оказанных в сражении против французских войск, где 24 октября, находясь у прикрытия батареи и части пехоты, нападения неприятеля с эскадроном мужественно отражал и все покушения его уничтожал, несмотря на сильный ружейный огонь, и 8 ноября при Рауснице стремившегося отрезать фланг наш неприятеля разбил и принудил бежать с уроном, ровно и во все время действия неустрашимо наступал, причем получил контузию и рублен был в голову».

Вряд ли можно лучше этих безыскусных строк сказать о подвиге – они писались не для красного словца, а, как выяснилось, для вечности.

В этих боях Ланской был впервые ранен, и, когда его перевязывали, он понял, что ему написано на роду, роду военного. Отныне и навсегда – до самой смерти на поле брани – он останется военным человеком. Война пробудила дремавшие в нем доселе ратные таланты, а начальники Ланского заметили их и стали ковать из подходящего материала еще одного из тех, перед которыми трепетал противник – и на Западе и на Востоке.

16 мая 1807 года Ланской назначается командиром Польского гусарского полка, а через год жалуется флигель-адъютантом. Позже отправляется на русско-турецкую войну, где вскоре общепризнанно считается одним из лучших кавалерийских начальников. Так, 10 октября 1809 года в сражении при Татарицах он во главе Белорусского гусарского полка опрокинул численно превосходящего его противника, в результате чего турки лишились двух знамен. А через несколько месяцев, участвуя во взятии Разграда, Ланской возглавил атаку трех эскадронов, которые, растерзав неприятельскую конницу, гнали ее более восьми верст.

Вообще же в эту войну на долю лихого офицера выпало множество шансов, отличиться, которыми тот и воспользовался. За что и был многократно отмечен: Ланской кончил войну генерал-майором, шефом Белорусского гусарского полка, кавалером св. Анны 2-й ст. и св. Георгия 3-й степени, каковой он получил за Батин.

Эту крепость русская армия брала на штык 26 августа 1810 года. Белорусский гусарский полк во главе со своим командиром наступал в колонне главнокомандующего – генерала от инфантерии Каменского 2-го, в его авангарде, руководимый знаменитым Кульневым. Рядом наступала колонна его брата – графа Каменского 1-го, имея впереди авангард – отряд Иловайского 2-го.

Иловайский действовал против первого турецкого укрепленного лагеря: он храбро пошел на него, не взирая на попытку сдержать русских артиллерийским и ружейным огнем, приблизился к самым границам лагеря и одним мощным рывком взял его, сломив сопротивление, после чего двинулся вправо, овладев еще двумя редутами.

Изгнанные оттуда османы бежали, – кто по берегу Дуная, кто в главный лагерь. Кульнев – согласно приказу при атаке он взял влево и теперь действовал в тылу турок – послал за бежавшими берегом белорусских гусар и два полка казаков, тем самым, войдя в связь с колонной Каменского 1-го. Сам же в это время разгонял пытавшуюся воспрепятствовать ему конницу неприятеля и даже взял приступом укрепления у Дуная. Так что действия правого крыла наступающих войск были в полной мере успешными.

Видя это, Каменский 2-й, переменив на ходу диспозицию, повелел своему авангарду атаковать большой турецкий лагерь с тыла, а брату – Каменскому 1-му и его колонне – с фронта.

В ходе боя Кульнева сменил Сабанеев, усиленный двумя полками и имевший и имевший теперь в резерве колонну графа Сен-При, в состав которой входили гренадеры, егеря и мушкетеры.

Сабанеев пылко повел людей Кульнева и своих вперед. Турки попытались, было противодействовать, но безуспешно: русская пехота на штыках ворвалась в лагерь, в то время как кавалерия сдерживала отчаянные попытки натиска османских конных лав.

Неприятель бежал из павшего лагеря конно и оружно. Вдогон ему послали конницу, которая начала кровавое преследование. Здесь особенно отличился Ланской. Его люди были в голове рысивших русских гусар, драгун и казаков, кои гнали турок целых пятнадцать верст, не давая им не секунды передышки коля их и рубя.

Видя столь печальную участь своих боевых товарищей, начальник последнего турецкого лагеря трехбунчужный Мегмет-паш, стесненный со всех сторон неприятелем сдался.

Турки в битве при Батине потеряли великое множество людей.

Прежде всего, погибшими, в числе которых находился и их командующий Кумансу-паша. Но и пленных было немало – более 4,5 тысяч. Другие трофеи представляли собой множество орудий и знамен.

Граф Каменский 2-й получил за Батин орден св. Андрея Первозванного. Наиболее отличившийся кавалерийский начальник – Ланской – Георгия 3-й степени.

В войне 1812 года генерал Ланской дрался в армии Чичагова. После Березины его назначают начальником кавалерии в отряде генерал-адъютанта Винценгероде. Он участвует под Калишем в уничтожении Саксонского корпуса Ренье, дерется при Люцене, Бауцене и Кацбахе. За это последнее дело становится генерал-лейтенантом и уже в новом качестве – в составе армии Блюхера – переходит Рейн.

Одним из самых славных сражений здесь был бой при Краоне 23 февраля 1814 года. Ланской со своей бригадой прикрывал отступление Воронцова, на которого навалились слишком большие силы французов. Арьергард призван жертвовать собой – во имя спасения всех остальных. Генерал-лейтенант Ланской выполнил свой долг до конца – и был здесь смертельно ранен…

Все же в России по большей части генералами становятся за дело, дело, которое веками считалось самым почетным и трудным у всех народов – защита отечества.

* Текст биографии взят из книги «Георгиевские кавалеры»: Сборник в 4 т. Т.1; 1769 – 1850. сост. А.В.Шишов. – М.; Патриот, 1993. с.337 -340.

Подготовлено к публикации Сергеем Николаевичем Плетнёвым.
1999-2001, Интернет-проект «1812 год».