К оглавлению
Кибовский А.В. Прогулки по Эрмитажу.

Кибовский Александр Владимирович
кандидат исторических наук

 

ПРОГУЛКИ ПО ЭРМИТАЖУ.
Загадки Военной галереи Зимнего дворца. II часть.

 Короли, герои, папы,
Божий сын и бог отец,
Юбиляры и сатрапы,
Каждый олух и мудрец,
И любой сановник крупный,
И любой правленья строй –
Все для критики доступны,
Кроме критики самой!

Саша Черный

 Столь бурная реакция на первую часть статьи, опубликованную в «Цейхгаузе» №13, показывает, что тема, затронутая в ней действительно важна и актуальна. Не имея ни желания, ни времени отвечать на беспочвенные обвинения в свой адрес, могу лишь повторить вслед за Корнеем Чуковским: «Я с юности привык уважать мнение своих читателей, как бы резко оно ни было высказано, но одно дело – компетентное мнение, а другое – безоглядный наскок».[1] Особенно странно звучат обвинения в неуважении к памяти предыдущих исследователей.[2] Но ведь лучшей памятью ученому является, прежде всего, продолжение его работы, развитие заложенных им принципов и методики. С этой точки зрения статья «Прогулки по Эрмитажу» гораздо более ценна для памяти В.М.Глинки, чем, например, многочисленные ошибки, допущенные и опубликованные в 1988 г. составителями его мемориального альбома «Русский военный костюм XVIII – начала ХХ века».[3] Замалчивание старых и новых огрехов под предлогом сохранения памяти ушедших специалистов приводит лишь к дальнейшему тиражированию ложных знаний. Полагаю, что не ради такого результата работали В.М.Глинка, А.В.Помарнаций и другие замечательные ленинградские специалисты – Г.С.Габаев, Л.Л.Раков, Г.В.Смирнов, благодарную память о творчестве которых хранят все сотрудники «Цейхгауза».

 Что касается тона статьи, то, не вдаваясь в полемику, позволю себе опять-таки процитировать знаменитого литературоведа, лингвиста и переводчика Корнея Чуковского. В своей работе о русском языке «Живой как жизнь» он с горечью писал про научных борцов с «залихватскими выражениями»: «Ученый, пишущий ясным, простым языком, кажется им плоховатым ученым… Статья или книга может быть в научном отношении ничтожна, но, если общепринятые, простые слова заменены в ней вот этакими бюрократическими закругленными формулировками, ей охотно отдадут предпочтение перед статьями и книгами, где снег называется снегом, дождь – дождем, а мокрая земля – мокрой землей… Лишь та речь может называться культурной, у которой богатый словарь и множество разнообразных интонаций. Этой культурности никакими походами за чистоту языка не добьешься».

 Изучая Военную галерею Зимнего дворца, я искренне полагал, что помогаю музею в атрибуции его уникальных собраний, а читателям – в правильном знакомстве с ними. Но гневная отповедь свидетельствует, что статья 44 Конституции Российской Федерации, гласящая: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям», воспринимается некоторыми как прерогатива только тех специалистов, которые с их точки зрения являются достойными этой «привилегии». Не считая возможным подменять научный интерес искусственными самоограничениями и выполняя обязательства перед читателями, продолжаю наши «прогулки по Эрмитажу».

Генерал-лейтенант Павел Петрович Пален
Генерал-лейтенант граф
Павел Петрович Пален 2-й

(ГЭ 7909)
 В связи с поступившим вопросом остановлюсь еще раз на портретах братьев графов Павла и Петра Петровичей Паленов. Оба они служили в кавалерии и отличились в сражениях 1812-1814 гг. Портрет Павла Петровича Палена находится первым во 2-м ряду на стене между портретами Александра I и великого князя Константина Павловича (ГЭ 7909). На раме подпись: «граф П.П. фон-дер-Пален 2-й. Генерал Лейтенант». Петр Петрович Пален изображен на портрете, расположенном в нижнем ряду на стене между портретом герцога Веллингтона и выходом из галереи (ГЭ 7856). На раме подпись: «граф П.П. фон-дер-Пален 1-й. Генерал Лейтенант».

 В юбилейном издании 1912 г. оба портрета были опубликованы с правильными аннотациями, поскольку перепутать братьев нелегко. Ведь Петр Петрович «за отличие при взятии Парижа 19 марта 1814 года» получил редкий орден Св.Георгия 2-го класса. Его характерная четырехугольная звезда хорошо видна на гусарском ментике Сумского полка, шефом которого Петр Петрович являлся с 1801 по 1814 г. Павел же Петрович, получив орден Св.Георгия 3-го класса еще 25 июля 1810 г. «за отличие и храбрость, оказанные в сражении против турецких войск 10-го октября 1809 года при м.Татарицы», следующей степени так и не удостоился. В 1808-1814 гг. он являлся шефом Дерптского драгунского (с 17 декабря 1812 г. – конно-егерского) полка, в мундире которого изображен на портрете.

Генерал-лейтенант Петр Петрович Пален
Генерал-лейтенант граф
Петр Петрович Пален 1-й

(ГЭ 7856)
 Тем не менее, начиная с 1958 г., в каталогах английской живописи Государственного Эрмитажа потрет Петра Петровича стал указываться как изображение его брата Павла. Соответственно Павел Петрович стал Петром. Это изменение было закреплено в альбомах В.М.Глинки и А.В.Помарнацкого «Военная галерея Зимнего дворца» с соответствующей неверной расстановкой подписей под изображениями в 1981 г. Признаюсь, что причины этих перемен я «в процессе написания статьи не удосужился даже выяснить». Но подозреваю, что виноваты в этом надписи на рамах. Дело в том, что в русской армии генералов-однофамильцев называли по номерам. Причем номер к фамилии давался не по возрасту, а по дате получения чина: кого раньше произвели – у того и меньший номер. Именно поэтому Петр Петрович, родившийся в 1778 г. и произведенный в генерал-лейтенанты 10 августа 1812 г., считался Паленом 1-м, а его старший брат, родившийся в 1775 г., но произведенный в тот же чин лишь 20 декабря 1815 г., считался Паленым 2-м. Видимо, эта система не совсем была ясна для составителей каталогов, вследствие чего за Палена 1-го приняли генерала, старшего по возрасту, а не по чину.

 Это предположение подтверждается строками из альбома 1981 г.: «Случалось, что подолгу разыскивали и живых генералов, при этом находившихся на действительной службе. С трудом выяснилось место пребывания командира 4-го резервного кавалерийского корпуса генерал-лейтенанта графа П.П.Палена 1-го, получившего отпуск для лечения. Главным штабом писались запросы в Министерство иностранных дел о выдаче ему заграничного паспорта, потом обращались к младшему брату, также генералу, Палену 2-му в город Елец, пока, наконец, обрели искомого Палена 1-го в имении Эккау, под Митавой. Поиски заняли более полугода, после чего генерал сообщил, что когда будет в Петербурге, то «не упустит воспользоваться разрешением» быть написанным Доу. И действительно, его портрет имеет подпись художника». Остается только добавить, что по документам Эрмитажа портреты Паленов датируются периодом не позднее 1825 г. В это время в Ельце служил не младший, а старший брат – Павел Петрович Пален 2-й, а в Эккау проживал младший брат Петр Петрович. Именно на его портрете стоит подпись: «painted by Geo. Dawe RA».

 В 1990 г. в каталоге Государственного Эрмитажа «Английская живопись XVI – XIX века» истина все-таки восторжествовала. Портреты были подписаны правильно, но… по-прежнему оказались перепутаны их фотографии. Кроме того, в аннотации к портрету Павла Петровича указывалось, что он «изображен в мундире Лифляндского конно-егерского полка». Но П.П.Пален к Лифляндцам никакого отношения не имел, и на портрете представлен в мундире своего Дерптского полка. Каюсь, в этом случае я опять «не удосужился даже выяснить причины» такого недоразумения. Хотя, предполагаю, кроются они в том, что Лифляндский полк имел приборное сукно красное, а Дерптский – розовое. Видимо, близкий цвет клапанов воротника на мундире П.П.Палена стал причиной неверной атрибуции.

 Наконец, в 1996 г. составители «Словаря русских генералов, участников боевых действий против армии Наполеона Бонапарта в 1812-1815 гг.» исправили все прежние неточности, опубликовав портрет Павла Петровича Палена с верной подписью.[4]

 Среди 329 поясных портретов Военной галереи есть несколько произведений, чаще всего публикуемых в разных изданиях: портреты П.И.Багратиона, А.П.Ермолова, Н.Н.Раевского, М.И.Платова, Д.П.Неверовского, Д.В.Давыдова и других знаменитых героев Отечественной войны. Но даже в их числе особое место занимает портрет генерал-майора князя Сергея Григорьевича Волконского (ГЭ 7838). Участие князя в движении декабристов сначала привело к изъятию его портрета из Военной галереи. Но обнаруженный и возвращенный в галерею в начале ХХ в., портрет снискал самую широкую популярность. Ведь С.Г.Волконский был единственным действующим генералом, подвергнутым наказанию Верховным уголовным судом в 1826 г.: его приговорили к смертной казни, замененной «по уважению совершенного раскаяния» на 20 лет каторжных работ.

Генерал-майор Сергей Григорьевич Волконский
Генерал-майор князь
С.Г.Волконский 5-й. 1823 г.

(ГЭ 7838)
 Портрет имеет авторскую подпись Джорджа Доу, которая во всех каталогах английской живописи, а также в альбомах В.М.Глинки и А.В.Помарнацкого «Военная галерея Зимнего дворца» приводится как: «Geo: Dawe R.A. ad vivum pinxit 1822». Соответственно датой создания портрета везде указывается 1822 год. Первой попыталась уточнить эту датировку известный специалист И.Г.Котельникова. Сравнивая в 1982 г. портреты С.Г.Волконского, исполненные Д.Доу и В.А.Тропининым, она заметила, что позировать английскому мастеру в Петербурге князь мог лишь в декабре 1822 г., во время своего приезда из Одессы на совещание с Северной думой. Таким образом, И.Г.Котельникова вплотную приблизилась к пересмотру традиционной датировки работы Доу. Но поскольку главным объектом ее исследования являлся портрет кисти Тропинина, то она ограничилась этим уточнением, оставив прежнюю дату – 1822 год.[5]

 Меж тем, если изучить списки всех приезжих за 1822 г., регулярно публиковавшиеся в «Санкт-Петербургских ведомостях», то обнаружится, что в столицу «из Москвы бригадный начальник 19-й пехотной дивизии Генерал-Майор Князь Волконский 5-й» прибыл между 27 и 31 декабря 1822 г.[6] Даже если предположить, что князь, забыв новогодние торжества, сразу бросился в мастерскую Доу, художник все равно не успел бы закончить его портрет. Следовательно, портрет не может относиться к 1822 г.

Генерал-майор Сергей Григорьевич Волконский
Генерал-майор
князь С.Г.Волконский 5-й.

Рисунок Н.Дж.Серра-Каприола.
5 января 1823 г.
 Но как же быть с авторской подписью? Ведь, судя по каталогам, там указано именно 1822. Однако, если внимательно изучить эти цифры, крупно опубликованные в 1990 г. в каталоге Эрмитажа «Английская живопись XVI – XIX века», то выяснится, что вместо «1822» на холсте написано «1823.». Это же подтверждает сравнение цифр с другими подписями Доу, действительно относящимися к 1822 г. Таким образом, портрет С.Г.Волконского следует датировать не 1822 годом, а январем 1823 – временем пребывания князя в Петербурге. Это подтверждает и сравнение работы Доу с изображением Волконского, сделанным Николо Серра-Каприола 5 января 1823 г. Оба портрета дают схожий облик генерала – без усов, с пышными бакенбардами, в вицмундире с орденскими знаками только на шее.

 Опять-таки вынужден признать, что я «не удосужился даже выяснить причины», по которым дата портрета С.Г.Волконского оказалась сдвинутой на год. Видимо, это произошло из-за точки после цифры 3, которая когда-то была принята за хвостик от цифры 2 и с тех пор не пересматривалась. Впрочем, уважаемые читатели, теперь Вы знаете, у кого можно поинтересоваться об истинных причинах этого недоразумения.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Чуковский К.И. Сочинения в двух томах. т.I. М., 1990. с.552.

[2] Эти обвинения звучат тем более странно, если учесть, что самая полная на сегодняшний день библиография статей В.М.Глинки опубликована все тем же «лягающимся» г-ном Кибовским. См.: Кибовский А.В. Метод экспертизы и атрибуции произведений русской портретной живописи по форменной одежде и наградам. История и перспективы. // Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусст-ва. / Материалы III научной конференции. М., 1998. с.120.

[3] Горшман А.М. Портреты из ленинградского альбома. // «Цейхгауз». 1993. №2. с.16-19.

[4] «Словарь русских генералов, участников боевых действий против армии Наполеона Бонапарта в 1812-1815 гг.» // Российский архив. Т.VII – М.: студия «ТРИТЭ» Н.Михалкова, 1996, с.505.

[5] Котельникова И.Г. Портрет неизвестного генерала из собрания Государственного Эрмитажа. // Василий Андреевич Тропинин: Исследования и материалы. М., 1982. с.207-222.

[6] «Санкт-Петербургские ведомости». 1823. №1. с.14.

 

(Цейхгауз, М., 2001, №3/15, с.28-29.)

Публикуется в рамках интернет-проекта «1812 год» с любезного разрешения автора.
Подготовлено к публикации Подмазо А.А., 2003.