РУССКИЕ БИОГРАФИИ |
Андрей Иванович
ГОРЧАКОВ
1779 – 1855
Художник Д.Доу. 1820-е гг.
Одним из боевых «начальников народных наших сил» в Отечественной войне был генерал Андрей Иванович Горчаков, доводившийся родным племянником Суворову[1]. Родству с великим полководцем Горчаков был обязан блестящим началом карьеры[2] – на девятнадцатом году жизни он был уже подполковником. Но это же родство принесло молодому офицеру и немало тревог. Сделанный флигель-адъютантом Павла I, Горчаков был отправлен им 12 февраля 1798 года в село Кончанское к ссыльному фельдмаршалу с предложением приехать в Петербург. Проскакав двое суток на курьерских тройках, Горчаков изложил дяде данное ему поручение. Но Суворов наотрез отказался ехать в столицу. Много труда стоило убедить старого фельдмаршала, что такой ответ при бешеном характере Павла I поведет только к новым проявлениям царского гнева, который может тяжело отозваться на судьбе любимой дочери полководца и других близких ему людей. Наконец Суворов согласился, но, ссылаясь на болезни и старость, пожелал ехать не спеша на своих, а не на почтовых лошадях. Приехав в Петербург, Горчаков должен был отвечать на нетерпеливые расспросы царя, наугад назначить день приезда фельдмаршала и, когда тот опоздал на сутки, выдержать целую бурю гнева и угроз. Не стало легче Горчакову и по приезде Суворова. Несмотря на внешне милостивый прием и многократные намеки Павла I о желательности возвращения Суворова на службу, старый полководец делал вид, что не понимает, чего от него хотят, и едко осмеивал нелепые новшества, которые демонстрировал ему царь на ежедневных разводах и учениях. Особенно доставалось строевым правилам и форме одежды, слепо скопированным с прусской армии Фридриха II. За все выходки дяди ответ держать приходилось племяннику. Выговоры сыпались на Горчакова градом[3], они сопровождались требованиями объяснить поведение Суворова, угрозами посадить под арест и даже «выкинуть со службы», что и было исполнено, правда, всего на несколько дней[4].
Будучи посредником между взбалмошным царем и твердо стоявшим за свои убеждения полководцем, Горчаков метался между Зимним дворцом и квартирой Хвостова на Крюковом канале, где остановился Суворов, улаживая непрерывно возникавшие конфликты и смягчая ответы фельдмаршала на вопросы Павла I.
Но сгладить разницу взглядов этих двух людей было невозможно. Пробыв в Петербурге около месяца, Суворов стал отпрашиваться обратно в Кончанское, и Павел с видимым неудовольствием согласился на это – ему не удалось переубедить и подчинить себе старого полководца.
Весной 1799 года Горчаков, уже в чине генерал-майора, принял участие в знаменитом Итальянском походе Суворова[5]. Состоя в штабе своего дяди, он с первых дней пребывания в Вене наблюдал все ухищрения, которыми узколобые методисты Гофкригсрата пытались связать творческую волю великого полководца. Горчаков был единственным русским свидетелем того знаменательного случая, когда осторожные, привыкшие к черепашьим темпам австрийские генералы добивались, чтобы Суворов сообщил им свой план наступления до реки Адды. Не желая доверять свои соображения австрийцам, фельдмаршал ответил: «Начну переходом через Адду, а кончу, где богу будет угодно». Множество других крупных и мелких фактов, связанных с последним походом великого полководца, сохранил Горчаков в своей памяти и через полвека обогатил ими первое крупное исследование о войне 1799 года, написанное Д.А.Милютиным.
«Боевое крещение» племянник Суворова получил в бою при Тидоне, когда фельдмаршал со своим «летучим» авангардом устремился на выручку теснимому французами отряду австрийского генерала Отта. При первой стремительной атаке Горчаков с двумя казачьими полками, ударив на правый неприятельский фланг, пресек его наступление. Затем, подкрепленный четырьмя гренадерскими батальонами, теснил войска генералов Виктора и Сальма и, угрожая прижать их к реке, заставил начать отход. В составе отряда Багратиона Горчаков сражался при Нови, где с егерями и гренадерами сорвал попытку противника атаковать во фланг авангард русских войск, участвовал в разгроме французов, упорно оборонявшихся на выгодной позиции, вновь выказав при этом полную неустрашимость, понимание обстановки и умение увлечь за собой солдат.
В Швейцарском походе Горчаков отличился при взятии Сен-Готардского перевала и в других боях. Имя его неразрывно связано с летописью славных кампаний 1799 года и заняло почетное место среди имен молодых сподвижников великого полководца.
Прибыв в Петербург раньше возвращавшегося из похода генералиссимуса и узнав, что нездоровье задержало Суворова в Кобрине, Горчаков тотчас выехал туда для ухода за больным. Но приказ Павла I, требовавший, чтобы он немедленно ехал к новому месту службы в Финляндии[6], позволил ему пробыть в Кобрине всего два дня.
В кампанию 1807 года, в бою под Гейльсбергом, Горчаков, уже в чине генерал-лейтенанта[7] командуя дивизией, мужественно атаковал французов, захватил редут и в конце сражения принял командование всеми русскими войсками, сменив заболевшего генерала Беннигсена. Особенно прославился он в ту войну под Фридландом, где во главе четырех пехотных дивизий и нескольких полков кавалерии целый день успешно отбивал упорные атаки главных сил Наполеона.
В 1812 году Горчаков состоял под начальством своего друга и боевого товарища Багратиона, который 24 августа возложил на него труднейшую задачу обороны Шевардинского редута, находившегося на Бородинском поле, в двух верстах перед деревней Семеновской. Здесь было необходимо задержать натиск подходившей французской армии, чтобы дать возможность русским войскам занять избранные для генерального сражения позиции и возвести необходимые полевые укрепления. Горчаков защищал Шевардинский редут с одиннадцатитысячным отрядом против тридцати пяти – сорока тысяч французов. Переходя в яростные контратаки, полки Горчакова отражали все усиливавшийся натиск противника вплоть до наступления полной темноты, когда по приказу Кутузова отошли к расположению главных сил. Стойкость и героизм, проявленные русскими войсками в этом бою, поразили Наполеона и его солдат; битва эта явилась достойным прологом Бородинского сражения[8].
Находясь в «день Бородина» при Багратионе, Горчаков был тяжело ранен; в армию он смог вернуться только в январе следующего года. Деятельный участник кампаний 1813-1814 годов, он за взятие Парижа получил чин генерала от инфантерии[9] и орден Георгия 2-й степени.
В 1816 году Горчаков был назначен членом Государственного совета[10], а в следующем году вышел в отставку[11], после чего поселился в Москве. Благодаря прекрасной памяти и богатому личному архиву он служил как бы живой хроникой минувших войн, в которых участвовал.
Известно, что некоторые генералы, постоянно жившие в Москве, заказывали свои портреты В.А.Тропинину и пересылали их в мастерскую Доу для копирования в размере, нужном для помещения в Галерее. Можно предположить, что и воспроизводимый нами портрет А.И.Горчакова представляет собой копию с оригинала, исполненного знаменитым московским художником.
Глинка В.М.
* Текст биографии взят из 3-го издания альбома Глинка В.М., Помарнацкий А.В. «Военная галерея Зимнего дворца» (Ленинград, «Искусство», 1981, с.97-99).
[1] Горчаков был племянником А.В.Суворова по материнской линии.
[2] Вероятно, быстрому продвижению по службе Горчаков обязан не столько родству с Суворовым, сколько знатности своего рода. Двух лет от роду он был записан в гвардию, а в 1793 г. получил первый офицерский чин.
[3] Одновременно «сыпались» и награды: 25 марта 1798 г. Горчаков был произведен в генерал-майоры с переводом в лейб-гвардии Преображенский полк.
[4] В отставке Горчаков пробыл с 1 ноября 1798 г. по 9 января 1799 г.
[5] В начале 1799 г. Горчаков состоял в Военной Коллегии и в отправился в поход в Италию добровольцем.
[6] 8 марта 1800 г. он был назначен шефом Невского мушкетерского полка.
[7] В генерал-лейтенанты произведен был 11 февраля 1800 г. за отличие в Швейцарском походе 1799 г.
[8] За отличие при Шевардино был награжден орденом Св.Георгия 3-го кл.
[9] В генералы от инфантерии произведен 1 января 1819 г. Вероятно, произошла путаница с братом Алексеем Ивановичем Горчаковым, управляющим Военным министерством, который 30 августа 1814 г. был произведен в генералы от инфантерии, а 26 августа 1817 г. уволен.
[10] Членом Государственного Совета назначен в 1817 г.
[11] 14 января 1819 г. Горчаков был назначен командиром 3-го пехотного корпуса, с 19 февраля 1820 г. командир 2-го пехотного корпуса. Оставался на службе до 1847 г., затем вышел в отставку.