Интернет-проект «1812 год»

Вернуться

Из истории Бородинского мемориала

АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ ВЕРЕЩАГИН


За год до юбилея, в конце августа 1911 года Алексей Павлович Верещагин (род. 18.III.1883 г.) приехал на Кольчугинский завод и был принят старшим техником-чертежником в строительный отдел завода. Его приезд на завод был не случаен. Ушел с завода опытный строитель В. А. Пиотровский. На правлении при годовом отчете ставился вопрос увеличения выпуска продукции и, соответственно, кадров, а это, конечно, требовало и увеличения жилищного строительства. По рекомендации своего друга по совместной работе в товариществе инженеров «Нептун» бельгийца Амвросия Эмиллиевича Никодема оказался и он принятым для работы в строительный отдел Товарищества Кольчугина. В его обязанность входила разработка проектов гражданского строительства в рабочем поселке. Но до приезда в Келеровский рабочий поселок Алексей Павлович уже имел определенный опыт работы по разработке строительных проектов. После окончания училища он с 1906 года по 1911 год работал чертежником конторы «Нептун» в городе Москве и принимал участие в разработке проектов водоснабжения и застройки городских районов г. Москвы. Еще будучи студентом Московского училища ваяния и зодчества на отделении архитектуры в старшем проектном классе, он познакомился с В. А. Ивановым, который впоследствии становится комиссионером Московского Археологического института и главой фирмы «Синицынъ», которая занималась изготовлением памятников. Получив серьезный заказ на серию памятников-обелисков к 100-летию Бородинского сражения, Владимир Александрович Иванов стал подбирать для заказчиков специалистов из числа ему знакомых, кто бы мог в сжатые сроки выполнить художественную разработку обелисков.
В.А.Иванов и генерал Шелковников осматривают Бородинское поле перед празднованием 100-летнего юбилея
В.А. Иванов и генерал Шелковников осматривают Бородинское поле перед празднованием 100-летнего юбилея.
Он тогда и вспомнил о хорошо ему знакомом Алексее Павловиче, как тот быстро и со вкусом умел набрасывать различные рисунки, а при проектировании тяготел к исторической теме. Уже в начале сентября 1911 года в Кольчугино пришло приглашение от Иванова, в котором тот просит его принять участие в архитектурной разработке целой группы памятников для Бородинского поля. Заказчиками памятников-обелисков были созданные к юбилею полковые комиссии, а комиссионер Московского археологического института Владимир Александрович Иванов был уже как бы посредником между институтом и Верещагиным. Он набирал подрядчиков-камнетесов для строительства памятников, а также архитекторов. К созданию памятников на Бородинском поле были привлечены академики Д. Бенуа, И. Прокофьев, скульптор М. М. Страховская, А. Матвеев, Верещагин из Кольчугина.

Юбилейная комиссия уже 21 декабря 1911 года утвердила общую схему расположения всех памятников, сооружаемых воинскими частями, которое и поныне дошло до наших дней. Приглашение участвовать в создании исторических обелисков павшим воинам Алексей Павлович принял с радостью и тотчас же выехал к Иванову, где обговорил с ним все детали этого серьезного и важного дела. Решилась у него и финансовая сторона дела (очень кстати, так как у автора уже намечалась свадьба и свадебное путешествие). При возвращении в Кольчугино он тут же принялся за дело, так как сроки были очень сжатые.

Документ – счет №36 от 12.03.1912 г., написанный рукой А. П. Верещагина
Документ – счет №36 от 12.03.1912 г., написанный рукой А. П. Верещагина.

За свою работу А. Верещагин получил деньги из Московского археологического института, финансировавшего проектные работы. В фондах Военно-исторического музея панорамы «Бородинская битва» сохранился подлинный документ – счет №36 от 12.03.1912 г. заказчикам памятников 4-й пехотной дивизии Евгения Виртимбергского – написанный рукой А. Верещагина: «Продано Вам за наличный расчёт с доставкой на Бородинское поле, около левой флеши памятника, состоящего из следующих частей: глыба серого гранита, размером 49 вершков высота, 20 вершков ширина, вершка толщина, с передней и задней стороны имеющая место полированное для надписи, размером каждая 24 вер высоты, 13 вершков ширины, означенная глыба и устанавливалась на усеченную вершину 5 июня 1912 года».

Алексей Павлович за короткое время создал проекты одиннадцати памятников. Следующим его проектом был памятник 2-й Кирасирской дивизии генерала Дуки, затем Второй Сводно-Гренадерской дивизии генерала М. Воронцова. Был среди них и проект памятника Муромскому пехотному полку, Волынскому пехотному полку и одиннадцатым проектом он заканчивает разработку памятника Второму кавалерийскому корпусу графа К. К. Сиверса.

Полный перечень разработанных А. П. Верещагиным проектов памятников к 100-летию Бородинского сражения:


1. Павловскому гренадерскому полку.
2. 27-й пехотной дивизии генерала Неверовского.
3. 2-й сводно-гренадёрской дивизии генерала К. Мекленбургского и сводно-гренадёрской дивизии генерала М. С. Воронцова.
4. 2-й кирасирской дивизии генерала И. М. Дуки.
5. Муромскому пехотному полку.
6. Волынскому пехотному полку.
7. 1-й конной батарее лейб-гвардии артиллерийской бригады капитана Р. И. Захарова.
8. 4-й пехотной дивизии генерала Е. Вюртембергского.
9. 24-й пехотной дивизии генерала П. Г. Лихачева.
10. Полевой конной артиллерии.
11. 4-му кавалерийскому корпусу генерала Сиверса.
12. Кавалергардам и Конной гвардии.

И сейчас эти памятники мы можем видеть, бывая на «поле русской славы». Под таким названием в 1979 году вышла книга О. Федоровой и В. Ушакова. На странице 77 написано:

«... На вершине холма стоят молоденькие березки, выросшие по бокам дороги. Они будто приветствуют входящих на курган, укрывая разные по форме и цвету памятники, находящиеся на высоте. Среди них выделяется монументальная стела из черного камня с полированной местами поверхностью! Это памятник Павловским гренадерам, сооруженный ранее других в 1911 году в московских мастерских Иванова. По стилю он наиболее близок к кольчугинскому монументу работы А. П. Верещагина».

На стр. 57 этой же книги есть следующая запись: «Северо-восточнее бывшего монастыря, на поле, стоит блок из розового гранита — свидетельство уважения потомков - героям Муромского полка из бригады генерала А. А. Тучкова. Подобных по форме памятников на Бородинском поле несколько. Они явно исполнены одним мастером, работавшим в Московской мастерской В. А. Иванова».

Возможно, по проекту А. П. Верещагина было создано большее количество памятников, но пока нет документального подтверждения этого.

Таким был А. П. Верещагин, работавший чертежником, увлекавшийся скульптурой и архитектурой. Позднее он выполнил памятник борцам за Советскую власть для города Кольчугина Владимирской области (ныне разобран).

На заводе Товарищества Кольчугина А. П. Верещагин до революции 1917 г. проработал всего 20 месяцев с августа 1911 г. по апрель 1913 г. и был уволен управляющим Ю. П. Кюншем.

За это время по его проекту в селе Беречине был построен особняк для Т. П. Мятлевой, дом инженера Обрехта, (ныне 1-й детский сад завода «Электрокабель»), деревянный дом-особняк инженера Архиреева (ныне клуб ветеранов), участвовал он и в разработке двадцати квартирного дома № 19, а также домов №№ 17, 15, расположенных по улице Ленина.

С 1913 по 1916 гг. Алексей Павлович работал в г. Москве в Шереметьевском поземельном обществе, контора которого находилась на улице Долгоруковской, 17.

Вот что было записано в удостоверении, выданном этим обществом и подписанном его директором-распорядителем Бразолем.

Удостоверение: «Сим удостоверяя, что Алексей Павлович Верещагин служил в нашем обществе с начала его основания с 19-го апреля 1913 г. по 8-е марта 1916 года, участвовал в проектировании электрического трамвая, водоснабжения, канализационных устройств городских улиц и прочее. Во всей своей деятельности исполнял свои работы в высшей степени добросовестно и с большим знанием и сознательностью. Москва 8-е марта 1916 г.»

В период с 1916 по 1921 гг. он работал конструктором в г. Казани на пороховом заводе, а затем снова переехал работать на Кольчугинский завод.

В удостоверении, выданном заводоуправлением 1-го Государственного завода по обработке цветных металлов, была сделана следующая запись: «Дано сие гражданину Верещагину Алексею Павловичу в том, что он состоял на службе в строительном отделе 1-го Государственного завода по обработке цветных металлов в г. Кольчугине с 1921 по 1927 в должности техника-чертежника. Также на его обязанности состояла разработка деталей, проектов по санитарной технике и гражданскому строительству».

А. П. Верещагин в первые годы после революции среди тех, кто закладывал первые камни начавшегося бурного строительства в рабочем поселке.

Семья Верещагиных: Алексей Павлович,его жена – Елизавета Ивановна и сын – Станислав Алексеевич
Семья Верещагиных: Алексей Павлович,его жена – Елизавета Ивановна и сын – Станислав Алексеевич. 1 августа 1916 г.
(Фотография из личного архива С.А. Верещагина).
Станислав Алексеевич Верещагин – сын А.П. Верещагина – у одного из памятников на Бородинском поле. Сентябрь 1987 г.
Станислав Алексеевич Верещагин – сын А.П. Верещагина – у одного из памятников на Бородинском поле. Сентябрь 1987 г.

Вот перечень объектов, построенных в Кольчугинском рабочем поселке по его проектам и при его участии:

  1. Водонапорная башня на улице Октябрьская — 1921 (ныне в стадии разрушения)
  2. Памятник в память 5-летия Октября — 1922 г. (напротив Дворца культуры — разрушен)
  3. Деревянное здание рабочего магазина на поселке Труда — 1923 г. (сохранился)
  4. Переоборудование деревянного барака под постоянную промышленную выставку, ее оформление — 1924 г.
  5. Разработка проекта здания-конторы — 1927 г. (ныне заводоуправление).
  6. Проект 2-х деревянных домов по улице III Интернационала — 1926 г.
  7. Разработка проектов и руководство строительством центральной лаборатории завода — 1925-1927 гг. (ныне ЦЛЗ).
  8. Разработка проектов и участие в строительстве заводского общежития № 1 — 1926 г. (ныне существует на улице Ленина).
  9. Разработка мусульманского надгробия — Мазара рабочего узбекской национальности, погибшего при строительстве рабочего поселка в 1925 г., с 40-х годов переоборудовано под трансформаторное помещение — 1926 г. (ныне существует на улице III Интернационала).
  10. Участие в организации Кольчугинского жилищного строительного кооператива, состоял членом правления с 13 апреля 1925 г. по 1 апреля 1927 г. Разработка проектов, чертежей, смет строящегося Ленинского поселка.
  11. Проект общежития № 2 для рабочих завода — 1927 г. построено на Ленинском поселке — ныне существует.
  12. Проект и строительство кирпичного магазина для рабочего кооператива завода (Ц. Р. К.), названный впоследствии Центральный» по улице III Интернационала (ныне разрушен).

В строительном отделе у Верещагина была своя мастерская, где он не только разрабатывал различные проекты по санитарной технике и гражданскому строительству, но и проводил занятия на строительных курсах — вел подготовку мастеровых и рабочих кадров.

При организации рабфака и учебном комбинате имени Н. К. Крупской А. П. Верещагин был преподавателем.

Скончался А. П. Верещагин, находясь в служебной командировке в г. Москве летом 1933 года. Похоронен был 6 июля на Преображенском кладбище.

Супруга А. П. Верещагина похоронена в г. Кольчугино на городском кладбище. В настоящее время в нашем городе проживает сын А. П. Верещагина – Станислав Алексеевич. Имеются копии упомянутых документов.


Как нам сообщил автор статьи – Александр Кожин, 9 июня 2004 года скончался сын Алексея Павловича Верещагина Станислав Алексеевич. Коллектив интернет-проекта «1812 год» выражает свои соболезнования родным и близким покойного.



© 2000, Александр Кожин. Опубликовано в интернет-проекте «1812 год» с любезного дозволения автора.
© Фотографии являются собственностью А. Кожина и С.А. Верещагина.