|
И.М. Холодковский, Н.Н. Годлевский «Нумизматические памятники Отечественной войны. Описание медалей и жетонов 1812-1912 гг.»
Проект медали П. Галахова.
Мысль увековечить медалью подвиги русских войск в Отечественную войну появилась в 1814 г. у П. Галахова, результатом чего была этим лицом в начале 1815 года отпечатана в С.-Петербурге книга на русском и французском языках, поднесенная Императору Александру I. Заглавие этой редкой книги: Проект медали посвящаемой российским войскам в день вступления их в Париж 1814 Марта 19.
Эта медаль не была отчеканена ни в то время, ни теперь во время подготовки к юбилею, хотя вопрос этот и был возбужден, если не ошибаемся, нашим Императорским Военно-Историческим Обществом.
Так как в книге этой имеется рисунок проектированной Галаховым медали, которая, не смотря на свою идейность и глубокой интерес, не была почему-то отчеканена, то мы, приведя далее этот рисунок, перепечатываем полностью сделанное Галаховым описание проектированной медали, сохранив вполне орфографию того времени; характерным патриотическим духом дышит все это произведение, начинающееся таким предисловием:
От Москвы до стен Парижа продолжая жестокую войну, упорный враг не переставал мечтать о покорении себе вселенной. Великому Государю надлежало, через поля ужасных боев и вместе славных побед, вступить в столицу Франции; пред воинством Его пали страшные силы врагов: пред Ним исчезли распри, разрушились ковы политики, сокрушилось исполинское владычество Французской Империи и мощь властелина ее. Европа свободна. И так сердце Александра превозмогло в терпении все лютости исступленных народов; любовь и кротость Его даровали мир и тишину человечеству. Государь пред Всемогущим повергнул силу Свою, пред Творцом преклонил колена, и за ним стала на колена вся Европа. Ему народы воскликнули честь и хвалу; но Он отдал всю славу Богу — и устами Его, устами великодушного Монарха, вновь отдался во все части света замолкший — было сладкий, восхищенный глас Царя-Пророка: «Кто Бог велий яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса!» *). Вечная истина, засвидетельствованная таким образом и ныне бессмертным Героем и поразительными событиями.
Сначала революции, с 1789 года и до 19 Марта 1814 неправда, зло и буйство низпровергнув во Франции святый закон и законного Государя, подобно пламени разливались по всему свету. Двадцать три года сряду в раздорах и крови горела Европа; победитель врагов Александр Первый явился победителем зла, и, и под знаменем Спасителя Бога — любовию и правдою, вновь соединил раздробленное великое семейство Европы.
Монументы, достойные величия эпохи нашего времени, передадут ее из потомства в потомства. Мир, дарованный свету победителем Европы, возвестит современникам нашим беспримерную славу Императора Александра I и оружия Его; бессмертная история сохранит оную на веки. Но да позволено будет соотечественнику Героев, в память того дня, в который решилась судьба Европы, посвятить им медаль.
В ограниченном пространстве сего оттиска желал он явить взору в совокупность и мгновенно то, что ныне разрушено и что вновь создано.
Приложенный рисунок медали, при котором следует и описание оной, пусть будет хоть тенью достойного изображения благословенных событий нашего времени.
Описание медали.
НА ГУРТИКЕ:
Посвящена Российским войскам в день вступления их в Париж под предводительством Государя Императора Александра I. Марта 19 1814.
На одной стороне No. 1.
В верху при окружном бантике медали, видна в лучезарном сиянии, из тонкого облака, рука благословляющая Российского двуглавого Орла, на груди которого щит с Августейшим вензелем А. Орел, с распростертыми крыльями, кажется исполняющим высокую волю небес. Нижняя половина Орла закрывается мрачными тучами гнева Божия, несущимися под нечестивою громадою бывшей Империи Французской. Сия громада представлена следующим образом:
Внизу медали находятся эмблемы безверия, безначалия и бесчеловечия, в виде разбросанных фигур, распятия, короны, щита с лилиями, скипетра, человеческих костей и тиары, в знак, что по всем частям разрушенный порядок, со времени революции, был основанием Французского правительства, и мнимой знаменитости сего государства во всех его бывших изменениях.
На черте горизонта медали является анархия в следующем изображении:
Между статуями вольности и разума находится фигура раздора с пламенником и секирою в руках. Она изображена бегущею по грудам человеческих костей и черепов, попирающею ногами лилию и весы правосудия. Доски **) прав человека (droits l'homme), гильотина, знамена, ружья, в беспорядке, пики обвешенные колпаками и проч.: суть признаки бывшего безначалия.
Из сего смертоносного хаоса возвышается подножие республики. На оном республика в виде сидящей женщины с обыкновенно присвоенными ей изображениями. Горделивый и самонадежный вид ее в том, что царство ее твердо и долговечно.
Из самого основания груды сих предметов, крутыми оборотами возросшая колоссальная бывшая Французская Империя превышает их. Она представлена в виде Вавилонского столпа, посреди которого находится герб сей Империи. У подошвы столпа расположены вокруг военные укрепления и орудия, в знак того, что Франция, в буйную свою эпоху, безопасность и могущество свое полагала единственно в военном своем искусстве. Столп сей обвит, в барельефе, чертежами тех государств, которые под игом минувшего царствования ныне отвергнутой династии Франции стенали. Скрепы столпа, из тяжких цепей составленные, окружают начертания помянутых государств, в символ жестокого их бывшего порабощения. На верхнем конце столпа доска с изображением Москвы. Разрушитель вознес ее трофеем своим, яко верх всех подвигов, которыми он мечтал основать всемирную Монархию. На столпе храм бывшей мнимой славы и знаменитости Франции. Но из грозных туч гнева Божия, когтями северного Орла, в стрелах молнии низринутого, храм славы, с фамою и со всем громадным подножием пораженный, является разрушенным, объятым пламенем и густым дымом. На стрелах молний подписи: ТАРУТИНО, МАЛОЯРОСЛАВЕЦ, КРАСНОЕ, Полоцк, Клястицы, КУЛЬМ, ЛЕЙПЦИГ, ЛАОН, БРИЕН, ФЕРШАМПЕНУАЗ, МОНМАРТР. В дали виден Париж. Столица сия, принявшая победителей осталась в целости и невредима.
Для означения периода времени от самого порождения революции, до начала побед одержанных Российским оружием над Наполеоном, яко начала разрушения Французской Империи, поставлены числа годов, внизу на секире фигуры раздора 1789, а над изображением Москвы на верху столпа 1812.
Округ медали ***) на бантике надпись: Кто Бог велий яко Бог наш! Ты еси Господи творяй чудеса!
Так Россия, в свете религии, под управлением Императора Александра, благословляема свыше, с помощью Божией, победами оружия своего над бесчисленными врагами освободив угнетенные народы, разрушает ту ужасную Империю, которая, со времени революции, возгромождалась более и более. Пылающая древняя столица России, Москва, и прочие грады любезного нашего отечества, воззвали громы побед наших, и обратили их на гордую выю сего возвышающегося капища тщеславия. Молниеносные стрелы, опалив и проникнув все составы сей уродливой груды кичения, ниспровергли оную совершенно. Надпись на сей стороне медали объясняет собственными словами, чьею силою кроткий, миролюбивый и неустрашимый Государь Император Александр I совершил победный и бессмертный подвиг сей.
На другой стороне медали № 2.
Вверху при крайней окружности медали, в лучезарном сиянии, из тонкого облака, видна благословляющая рука. На двух первых от благословения простертых перстах надета ордена св. великомученика и победоносца Георгия лента, проходящая сквозь тонкие облака, ограничивающие лучезарное Сияние. К сей ленте прикреплен овальный щит с изображением Российского герба от которого на обе стороны, правильным кругом расположены таковые же щиты прежних гербов всех уничтоженных или во время деспотизма Франции под власть ее подпавших держав. Щиты гербов союзных Государей находятся на верху. Все окружают бюст Всеавгустейшего Монарха нашего Государя, находящейся в средине лаврового венка.
Cиe изображение и круг щитов расположены на большом кресте, занимающем всю величину медали до бантика Эмблемов. Сей бантик разделен на части, на которых помещены эмблемы: правосудия, земледелия, мореходства, торговли, витийства, свободных художеств и математических наук. Между углов креста разделенная надпись: Оживлены Тобою.
Так благословенная свыше Россия, на знамении христианства, соединила собою, союзами порядка и крепости, законные державы Европы. Здесь они являются вновь, под своими древними, уваженными щитами, в мире и торжестве, после бедствий и злоключений над ними бывших. Виновник всемирного блаженства, не лестью, не раболепством, но самыми событиями увенчан победоносным лавровым венком и великими делами мира.
Надпись: оживлены Тобою, означает, что оживлены им правосудие, земледелие, мореходство, торговля, науки и художества. Вообще все изображения сей медали суть не вымысел национальной хвастливости; нет, они являют одни только события. На одной стороне оличены: беспорядок, устроения гордыни, признаки браней, тиранств, бесчеловечия, мрак и поражение; на другой напротив: свет мир, союз христианством, порядок, торжественный вид восстановленных прежних законных держав. Священные свойства скромности, неприсвоения самому себе никаких успехов, Великого Государя нашего, ни одною чертою в сих изображениях не нарушены: все спасительные подвиги благословлены свыше, — и брань и торжество. Россия даже, виновница сих благодатных событий находится наравне с прочими в общем кругу великого семейства Европы.
В сем виде, казалось, можно было представить российским воинам великие подвиги их, и посвятить им изображение Возлюбленнейшего Государя нашего, Августейшего вождя их к бессмертной славе.
*) В письме Государя Императора к Императрице, Вселюбезнейшей Родительнице Своей, по взятии Лейпцига от 7 Октября 1813 года в заключении написано: «Храбрость войск союзных нельзя описать; от Генерала, до последнего солдата все покрыты в сии достопамятные четыре дня славою. Единая десница Всевышнего всем управляла, все устроила. — Кто Бог велий яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса!».
**) Т.е. скрижали.
***) На подлинном рисунке диаметр это медали 126 мм.
Книга любезно предоставлена интернет-проекту «1812 год» А.М. Пикаловым.
Сканирование, вычитка, верстка и художественное оформление выполнены О. Поляковым.
|
|
|