CXXIV.
В память манифеста Императора Александра I.
Наконец, по-видимому, к этой же серии принадлежит и следующая медаль *) об оловянном оттиске которой говорит Иверсен. Она имеет одинаковый реверс с предыдущими медалями, т.е. лицевая сторона «Родомысл XIX века», а реверс, хотя и не имеет указания ни на художника, ни на гравера, тем не менее по композиции рисунка очень похож на остальные работы графа Толстого и, вероятно, без ошибки может быть приписан ему.
Здесь Император Александр I изображен стоящим во весь рост с головою, повернутою влево; одет он в тунику, сверх которой — латы и кольчуга; на плечах закинутая назад мантия. Император поднял левую руку, а правая с мечом покоится на пьедестале, на котором лежит корона, скипетр и держава; с пьедестала спускается свиток с датою: 1812 год. К пьедесталу прислонен щит с двуглавым орлом, а у левой ноги Императора на земле лежит шлем того же самого типа, какой на голове у Родомысла, изображенного на аверсе этой медали.
Неизвестно почему медаль эта не была отчеканена так же, как и остальные медали этой серии, но по своему содержанию она может быть названа медалью в память манифеста Императора Александра I, тем более, что слова надписи над фигурою: НЕ ОПУЩУ МЕЧА ДОКОЛЕ ХОТЯ ЕДИН ВРАГ В ЗЕМЛЕ МОЕЙ — взяты именно из манифеста о вступлении врага в Россию.
Медаль эта является логически именно первой в этой серии, указывающей на все пункты упорной борьбы с Наполеоном.
Подобного штемпеля не сохранилось на Монетном дворе, но что он был вырезан — доказывает существование самой медали.
Мало того — это подтверждается и существованием литых чугунных односторонних медальонов, диаметром около 165 мм, с этим самым изображением стоящего во весь рост Императора Александра I и приведенными словами из манифеста. О таком медальоне упоминает Иверсен в II томе, стр. 247, примечание 2, и такой же медальон имеется в коллекции Б.Ф. Копылова, любезно предоставившего нам снять с этого медальона помещенный на предыдущей странице рисунок, уменьшенный против оригинала в два раза, причем нами не зарисован имеющийся у медальона выпуклый ободок вокруг всего изображения.
*) Описана Иверсеном под №70 в «Неиздан. и редкие русские медали», СПБ, 1874 г.