Александр Подмазо
Наградная медаль???
По следам одной публикации о медалях
в память Отечественной войны 1812 года.
В 47-м номере журнала «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» (май 2007 г.) была опубликована статья М.Селиванова «Русские наградные медали Александра I (1801–1825 годы)».[1] Сразу бросается в глаза приведенное автором обилие разновидностей медалей в память Отечественной войны 1812 года (изображено тридцать шесть (!!!) видов) – помимо утвержденных медалей из серебра и темной бронзы в статье представлены медали из светлой бронзы (№№48, 49, 52), красной бронзы (№№31, 43), покрытые темным лаком (№№42, 45, 50, 51) и даже позолоченная (№44). Размеры медалей варьируются в диапазоне от 15 до 28,6 мм. (в статье приводится тринадцать (!!!) размеров). Изображения на медалях тоже различаются – варьируются и форма всевидящего ока, и число лучей, и расположение надписи на обороте. Отличается также и способ крепления медалей к лентам – встречаются и ушки, и различной формы поперечные кольца.
Учитывая строгую регламентацию в дореволюционной России (особенно во второй половине царствования Александра I и при Николае I) всего, даже мельчайших деталей униформы, попробуем разобраться с таким многообразием встречающихся в частных коллекциях (и даже в государственных музеях) «медалей 1812 года».
Автор указанной статьи разделяет все медали в память Отечественной войны 1812 года на три группы. В первой помещены «медали, изготовленные на Санкт-Петербургском монетном дворе в 1813-1823 годах», где мы видим медали из серебра и бронзы 6 размеров (21, 22, 23, 24, 28 и 28,6 мм.). Это более чем странно, т.к. В.П.Смирнов, описывая в начале XX в. штемпели медалей эпохи Александра I, находящиеся на Санкт-Петербургском монетном дворе, приводит только два комплекта штемпелей медали в память Отечественной войны 1812 года с размерами 1 1/8 дюйма и 15/16 дюйма (28,6 и 23,8 мм. соответственно).[2] По поводу уменьшенного размера (23,8 мм.) делается оговорка, что на штемпеле отсутствует точка после слова «годъ». Если посмотреть рисунки этих штемпелей, то видно, что слова «не намъ, не намъ, а имени твоему.» на обороте медалей должны образовывать квадрат (!!!).
Всего на Санкт-Петербургском монетном дворе было изготовлено 260 тысяч серебряных медалей размером 28,6 мм., 64.662 бронзовые медали размером 28,6 мм. и 7.606 бронзовых медалей размером 23,8 мм. Одна из этих медалей и изображена в статье Селиванова на стр.112 (№23).
Уменьшенный вариант серебряной медали (№24), хотя почти и соответствует по размеру официальному штемпелю (24 мм. вместо 23,8 мм.), не мог быть заказан на монетном дворе частным образом со штемпеля бронзовой медали, поскольку нижняя строка в надписи короче остальных трех, да и форма треугольника со всевидящим оком отличается от утвержденной.
Бронзовые медали (№№26 и 27), несмотря на очень похожий с утвержденным размер (28 мм. вместо 28,6 мм.), что можно было бы списать на ошибки измерения и износ, также не могли быть изготовлены на монетном дворе, поскольку отличаются расположением лучей на лицевой стороне.
Медали других размеров, приведенные в данном разделе статьи (№№25, 28-31), не имеют вообще никакого отношения к вышеуказанному монетному двору.
Существует распространенное мнение (повторенное Селивановым на стр.111), что уменьшенная бронзовая медаль в соответствии с указом от 8 февраля 1816 г. была введена для женщин, являющихся старейшинами в дворянском роду. В тексте же указа говорится, «что же принадлежит до позволения носить оные [бронзовые медали] в уменьшенном виде, то сие относится на всех вообще Дворян [выделено мною – А.П.], как мужеского, так и женского пола».[3]
Во второй группе в статье Селиванова помещены «медали, изготовленные частными мастерскими в 1816-1830 годах». Непонятно, правда, почему дается именно такой временной диапазон (не раньше и не позже) и как можно (с точностью до 10-15 лет) датировать медаль, не имея не только точных документальных свидетельств о ее производстве, но и точных данных о том, кто именно и где ее изготовил. В пояснении автор пишет, что «вне монетного двора частными мастерскими было изготовлено значительное количество медалей в серебре или бронзе, в основном уменьшенного размера, согласно указу императора Александра I от 20.01.1816 года “Об уменьшении размеров орденских знаков…”».[4] «Согласно указу, – пишет далее Селиванов, – некоторые медали были уменьшены в размере, как и другие орденские знаки той эпохи. Уменьшенные медали в советское время ошибочно называли “кавалерийскими”».[5]
Дословно же текст указа, данный императором Александром I Капитулу орденов, гласит: «признав за нужное уменьшить вид орденских знаков Святого Великомученика и Победоносца Георгия и Святого Равноапостольного Князя Владимира, повелеваем: отныне впредь знаки сих Орденов [выделено мною – А.П.] заготовлять по препровождаемым у сего образцам».[6] Из текста указа хорошо видно, что он относится только к орденам Св.Владимира и Св.Георгия и не затрагивает прочие награды, поэтому распространение этого указа на медали, сделанное Селивановым, неправомерно.
В отношении же изготовления медалей частными мастерскими, Комитетом Министров 11 сентября 1814 г. было постановлено «объявить через Полицию всем золотых, серебряных и бронзовых дел мастерам с подписками: чтоб они отнюдь не имели штемпелей для вытеснения медалей, жалуемых за отличие или в награду, или в знак незабвенной памяти случая, и оных медалей, из какого бы то ни было металла, ни вытеснением штемпелями, ни вырезанием от руки, ни чеканкою не делали и не продавали, под опасением строжайшего взыскания: ибо все медали, установляемые и жалуемые, нигде больше выбиты быть не могут, как на монетном дворе [выделено мною – А.П.]. В магазинах, серебряных рядах и лавках о непродаже помянутых медалей также учинить подтверждение».[7] Мотивацией для такого решения было то, что изготовленные частным образом медали, могут приобретать и носить лица, которым носить их не следует. Теоретически можно предположить, что частными мастерами в 1813-1814 гг. было изготовлено некоторое количество серебряных медалей в память Отечественной войны 1812 года, ношение коих лицами, которые не были к ней представлены, и вызвало подобную реакцию властей.
Изготовление же частными мастерскими в массовом порядке (да еще, судя по представленным в статье Селиванова образцам, с большого количества различных штемпелей) бронзовых медалей в память Отечественной войны 1812 г. до вышеупомянутого запрета вообще под большим сомнением, т.к. Манифест об учреждении бронзовых медалей вышел только 30 августа 1814 г., за 12 дней до выхода постановления о запрете. Отдельные единичные экземпляры, вероятно, могли быть изготовлены. В 1837 г. воспрещение частным лицам приготовлять чеканы и выбивать медали было подтверждено.[8]
Конечно, нельзя говорить, что после выхода в свет запрета медали совсем не изготавливались по частным заказам в частных мастерских (об обратном косвенно говорит и сам факт подтверждения запрета в 1837 г.), но это не могло иметь широкого распространения из-за подписки, взимаемой с мастеров «под опасением строжайшего взыскания». Вновь появляющиеся мастера, по незнанию, особенно в начале 1830-х гг., могли изготавливать медали, но полиция такое производство незамедлительно пресекала (во всяком случае, обязана была пресекать).
В отличие от орденских знаков, которые могли быть изготовлены (и изготавливались) в частных мастерских, любые медали со второй половины царствования Александра I официально могли изготавливаться только (!!!) на Санкт-Петербургском монетном дворе. Таким образом, к категории наградных медалей можно отнести лишь медали, официально изготовленные на монетном дворе.
В третью группу Селиванов включил «медали, изготовленные частными мастерскими в 1912 году для потомков дворян и купцов». Данная группа медалей вообще выходит за рамки заявленной в заголовке статьи темы, а именно «Русские наградные медали Александра I [выделено мною – А.П.]», поскольку их ношение определялось указом Николая II от 15 августа 1912 г.[9] и их следует отнести к наградам той эпохи. То, что это другая награда, только по виду похожая на медаль, установленную Александром I, подтверждается изменением статута медали. С 1912 г. в отношении потомков свидетелей войны она стала не памятной медалью (хранимой в семье), а наградной (носимой на груди), к тому же расширен круг награждаемых ею – помимо потомков дворян (которым 21 марта 1875 г. постановлением Комитета Министров было разрешено только сохранять ее в семье «без права ношения медали»[10]), право на ее ношение получили и потомки купцов (которые ранее не имели право даже хранить в семье указанные медали). Кроме того, право ношения данных медалей удостоверялось особым свидетельством, выдаваемым по высочайше утвержденной форме за подписью начальствующих лиц.
Возвращаясь к медалям Александровского и начала Николаевского царствования, попробуем выяснить, откуда, несмотря на запрет, могли появиться имеющиеся ныне в большом количестве разнообразные неутвержденные (т.е. отличающиеся от изготовленных на Санкт-Петербургском монетном дворе по размеру, материалу или изображению) «медали 1812 года».
Во-первых, как уже говорилось выше, могли быть отдельные случаи изготовления медалей российскими мастерами в нарушение постановлений 1814 и 1837 гг.
Во-вторых, дубликаты медалей могли быть изготовлены по частным заказам в иностранных мастерских, на которых запрет на изготовление медалей не распространялся.
В обоих случаях, как правило, медали делались из тех же материалов и тех же размеров, что и Высочайше утвержденные. Возможно, было незначительное колебание размеров в пределах ± 1 мм. от установленных образцов. Становятся объяснимы и незначительные отличия в изображениях на аверсе и реверсе встречающихся медалей. Процентная доля серебра или состав бронзы в таких медалях также могли отличаться от тех, которые использовались при чеканке на монетном дворе.
При публикации подобных знаков следует особо оговаривать, что они являются дубликатами официальных наградных медалей и изготовлены в частных мастерских с нарушением действовавшего законодательства или по неутвержденному образцу.
В-третьих, копии медалей могли изготавливаться в XIX в. для коллекционеров. Если копии изготавливались с оригинальных штемпелей, хранившихся на Санкт-Петербургском монетном дворе, то отличить их от наградных медалей можно только в том случае, если при чеканке использовались другие металлы – серебро другой пробы или бронза другого состава. Напомним, что наградная серебряная медаль в память Отечественной войны 1812 года на монетном дворе изготавливалась из 83,3% серебра в отличие от всех остальных серебряных медалей (и до, и после), которые делались из 95% серебра. Также для уменьшения стоимости коллекционеры могли заказывать новоделы из более дешевых материалов, например, посеребренная бронза вместо серебра. Если коллекционные копии медалей делались в частных мастерских, то тогда становились возможными незначительные отличия от оригинальных образцов в изображениях и размерах.
При публикации подобных медалей необходимо обязательно оговаривать, что это копии, сделанные в XIX в., и объяснять, чем они отличаются от оригиналов.
И, наконец, в-четвертых, российскими и иностранными мастерами по частным заказам могли изготавливаться так называемые «фрачные знаки», которые были очень похожи на награды, но не являлись таковыми, и потому запрета на их изготовление не было. В таком случае российские мастера сознательно делали «медали» с неутвержденными размерами или из неутвержденных материалов, чтобы их не могли привлечь к ответственности за незаконное изготовление медалей.
Большую часть приведенных в статье Селиванова на стр.112-113 медалей следует считать «фрачными знаками» изображающими «медали 1812 года», которые, не являясь наградами, лишь указывали на то, что носящий их был награжден медалью в память Отечественной войны 1812 года. Термин «фрачный знак» не является совсем точным, т.к. подобные знаки носили не только на фраках.
К «фрачным знакам» относятся и «миниатюрные медали, изготовленные в 1820-1830 годах, носимые на цепочках, шпагах и колодках», приведенные в статье на стр.114, а также изображенные в статье другие «наградные медали» с неутвержденными размерами и материалами (№№13, 20а, 61, 70-76). «Фрачные знаки» являются самостоятельным фалеристическим материалом и отнесение подобных знаков к категории наградных медалей (т.е. медалей, выданных в качестве награды) является методологической ошибкой. Современным аналогом «фрачных знаков» являются планки с лентами орденов и медалей.
Кто же мог заказывать себе подобные «фрачные знаки»?
Любые вольности на мундирах, не утвержденные начальством, были не только запрещены, но и сурово пресекались, особенно в Николаевское царствование. Поэтому носить «фрачные знаки» можно было только на цивильной одежде. Любой находящийся на службе дворянин (независимо от типа службы – военная или штатская) обязан был постоянно носить мундир, положенный ему по месту службы. Вне службы носились вицмундиры, на которые также распространялись правила о порядке ношения наград. Исключение составляло пребывание за границей, где постоянное ношение мундира (или вицмундира) не требовалось.
На неформенной одежде «фрачные знаки» могли носиться: во-первых, вышедшими в отставку военными и штатскими чиновниками, во-вторых, не служившими дворянами, не имеющими форменной одежды (в т.ч. и женщинами), в-третьих, купцами, для которых форменная одежда не была установлена, и, в-четвертых, состоящими на действительной военной или гражданской службе при нахождении за границей.
Кстати, изображенная на стр.113 под №44 позолоченная медаль, не является не только наградной медалью, но даже и «фрачным знаком», поскольку золото для подобных медалей не было предусмотрено вообще и нельзя сказать, какую награду этот знак олицетворяет. Подобные знаки относятся к категории фантазийных самодельных знаков (о чем обязательно необходимо указывать при их публикации). Те же рассуждения в полной мере относятся и к золоченому наперсному кресту, приведенному на стр.115 (№64).
В заключение хочется коснуться наперсных крестов в память Отечественной войны 1812 года. Из приведенных в статье на стр.115 трех крестов, два (№№63 и 64), как указано, изготовлены на Санкт-Петербургском монетном дворе в 1818-1829 годах, а один (№65) – там же, но в 1912 г. Однако, если внимательно посмотреть на изображения крестов (даже если не обращать внимание на последующее золочение), то обнаружится, что кресты №64 и №65 изготовлены одним штемпелем, а крест №63 – другим, т.к. лучи на лицевой стороне креста №63 удлиненные, а на крестах №64 и №65 – укороченные. К тому же, буква «у» в слове «твоему» на кресте №63 выступает за слово «имени» в предыдущей стоке, а на крестах №64 и №65 обе строки одинаковой длины. На Санкт-Петербургском монетном дворе в 1908 г. был только один комплект штемпелей для изготовления наперсных крестов,[11] поэтому напрашивается вывод, что крест №64 был изготовлен в одно время с крестом №65 – к 100-летнему юбилею войны.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования, 2007, №5 (47), стр.106-119.
[2] Смирнов В.П. Описание русских медалей, отчеканенных на Санкт-Петербургском Монетном Дворе в царствование Императора Александра I. СПб., 1911.
[3] ПСЗРИ, собр.1, т.33, №26134 от 8 февраля 1816.
[4] Антиквариат…, 2007, №5/47, с.111.
[5] Антиквариат…, 2007, №5/47, с.119.
[6] ПСЗРИ, собр.1, т.33, №26084 от 20 января 1816.
[7] ПСЗРИ, собр.1, т.32, №25689 от 11 сентября 1814.
[8] См.: ПСЗРИ, собр.2, т.12, №10560 от 28 сентября 1837.
[9] См.: ПСЗРИ, собр.3, т.32, 337957 от 15 августа 1912.
[10] См.: ПСЗРИ, собр.2, т.50, №54514 от 21 марта 1875.
[11] См.: Смирнов В.П., указ. соч.