В оглавление книги
Горностаев М.В.
«Генерал-губернатор Москвы Ф.В. Ростопчин: страницы истории 1812 года».
 

ОТ АВТОРА

 

Непоследовательна память человеческая. Герои минувших дней становятся в глазах потомков деятелями, не заслуживающими внимания, а иногда и негодяями. Общественное мнение формирует отрицательный стереотип, а писатели и ученые вскоре подводят под него соответствующую базу. Все это справедливо и в отношении Федора Васильевича Ростопчина, талантливого писателя и популярного публициста, павловского фаворита и руководителя иностранной коллегии, друга А.В. Суворова и П.И. Багратиона, наконец, московского генерал-губернатора в 1812 г., прославившегося активной патриотической деятельностью и пламенной ненавистью к неприятелю, воплотившейся в грандиозный пожар Москвы, нарушивший планы Наполеона. Известно традиционно критическое отношение в отечественной историографии к роли Ростопчина в событиях Отечественной войны 1812, сложившееся в середине XIX века и сохранившееся до сих пор. Если Д. Бутурлин сравнивал Ростопчина с древнеримскими героями[1], то такие дореволюционные исследователи как А.Н. Попов[2], А.А. Кизеветтер[3] и С.П. Мельгунов[4] считали его человеком низких способностей, моральных качеств и неспособным чиновником, оказывавшим помехи М.И. Кутузову в его планах разгрома Наполеона. Позже эта оценка, только уже усиленная была повторена советскими авторами. Е.В. Тарле писал о Ростопчине: «Это был человек быстрого и недисциплинированного ума, остряк (не всегда удачный), крикливый балагур, фанфарон, самолюбивый и самоуверенный, без особых способностей и призвания к чему ли то ни было»[5]. И.М. Полосин в статье «Кутузов и пожар Москвы» назвал Ростопчина «лгуном и трусом»[6]. Дальше всех пошел Н.Ф. Гарнич, не стеснявшийся в эпитетах, именуя графа то «мнившим себя великим политиком и полководцем царским фаворитом и карьеристом», то «заядлым крепостником и себялюбцем», то «крикливым любимчиком царя», то «лукавым царедворцем» и даже «предателем и трусом»[7].

Ф. В. Ростопчин. (Кипренского, 1809 г.).
Ф. В. Ростопчин. (Кипренского, 1809 г.).

Сегодня перед историками открылась возможность пересмотреть установившиеся оценки в отношении тех или иных персонажей отечественной истории. Это в полной мере относится и к Ростопчину, деятельность которого во многом остается неизвестной и неисследованной, однако ее изучение позволит более полно раскрыть картину событий нашего прошлого и особенно героических страниц 1812 года.

Объем издания, к сожалению, не позволяет полностью изложить накопленный автором материал о государственной и общественной деятельности Ф.В. Ростопчина, поэтому на страницах этой книги будут рассмотрены лишь некоторые важнейшие вопросы.

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Бутурлин Д. История нашествия императора Наполеона на Россию в 1812 году. Ч. 1. Спб., 1837. С. 305.

[2] Попов А.Н. Москва в 1812 году.// Русский архив. 1875. № 9-11.

[3] См. Кизеветтер А.А. Исторические отклики. М. 1915.

[4] См. Мельгунов С.П. Ростопчин - московский главнокомандующий.// Отечественная война 1812 года и русское общество. Т.4. М., 1912. С. 34-82.

[5] См. Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию. 1812 год. М., 1992. С. 155.

[6] См. Полосин И.И. Кутузов и пожар Москвы. // Исторические записки. Т. 34. М., 1950. С. 162-165.

[7] См. Гарнич Н.Ф. 1812 год. М., 1956. С. 128, 130, 134, 209.

 

 
Публикуется в интернет-проекте «1812 год» с официального разрешения Автора.
Художественное оформление выполнено Олегом Поляковым.
© 2003, Библиотека интернет-проекта «1812 год».