Интернет-проект «1812 год»

Вернуться

Выставка «Злобный Бони» в музее-панораме «Бородинская битва»

Дж. Крукшенк «Бони гасят как свечу». 1814 г. У. Эллис «Генерал Мороз бреет маленького Бони». Лондон, 1812 г.

6 августа 2008 года в музее-панораме «Бородинская битва» открылась выставка «Злобный Бони», где представлены уникальные листы политической карикатуры на Наполеона и его армию, исполненные русскими, французскими и английскими художниками. Начиная с 1804 года, когда Наполеон был провозглашен императором французов, его личность и деяния явились основным объектом сатирического творчества Европы и России, а искусство карикатуры стало своего рода интернациональным языком.

Бони (Boney) – презрительное прозвище, данное британцами императору Бонапарту. На выставке представлены работы лучших английских карикатуристов Д. Гилрея, Т. Роулендсона, Дж. Крукшенка, создавших не менее тысячи сатирических рисунков, высмеивающих Наполеона и его политику. Именно англичанам принадлежит авторство карикатурного типа Бонапарта в виде кровожадного карлика в огромной шляпе, в сапогах не по росту, с длинной саблей на боку. Наполеон, пытаясь наладить отношения с Англией, тем не менее, призывал привлекать к судебной ответственности наравне с убийцами так называемых пасквилянтов — тех, кто высмеивал его личность и поступки.

А.С. Пушкин справедливо замечал: «Англия есть отечество карикатуры и пародии». Британская карикатура быстро расходилась по всей Европе, а начиная с 1812 года не менее популярными становятся и русские сатирические листы И.Теребенева и А. Венецианова. Именно они создали большую часть известных ныне отечественных карикатур на тему борьбы с французами. Лишь немногие из представленных работ выполнены в виде лубочных листов. Для большинства характерны четкий рисунок, лаконичная композиции, художественный характер каждой детали, живописность, содержательные и остроумные тексты. Карикатуры предназначались не для широкой публики, хотя многим из них старались придать вид именно народных картинок. Зачастую они имели сложные стихотворные подписи, порой на иностранных языках. Выставка знакомит зрителя с наиболее яркими представителями мировой карикатуры начала XIX века, позволяя сделать вывод, что идеологическая «война карикатур» являлась неотъемлемой частью грандиозной эпопеи Наполеоновских войн.

Источник: «Музеи России».