Интернет-проект «1812 год»

Вернуться

Василий Ковальский
Организация русской полевой артиллерии к 1812 году
ПАВЛОВСКИЕ РЕФОРМЫ
 

Ко времени воцарения Павла I артиллерия русской армии состояла из бомбардирского, 2 фузилерных и 2 канонирских – всего из 5 артиллерийских полков, включавших по два батальона пятиротного состава. В полку насчитывалось около 2000 человек личного состава. В полевой артиллерии состояли на вооружении 3-х, 6-ти, 8-ми, 12-ти фунтовые пушки, полу- и однопудовые гаубицы, 3-х, 8-и фунтовые, четверть- и полупудовые единороги и 2-х пудовые мортиры. При полках существовала полковая артиллерия, на вооружении которой состояли 3-х фунтовые пушки, 3-х, 8-ми фунтовые, четвертьпудовые единороги и 6-ти фунтовые мортирки. Осадная артиллерия имела на вооружении 18-ти, 24-х фунтовые пушки, однопудовые единороги, 2-х и 5-и пудовые мортиры.

Павел I
Павел I

Гатчинские войска. Будучи наследником престола, Павел Петрович завел у себя в Гатчине собственные войска, как в свое время Петр I завел себе потешные. По современной терминологии это были экспериментальные части, в которых проходили проверку самые разнообразные военные новшества. Павловские преобразования получили в нашей стране дурную репутацию. В отношении артиллерии роль Павла во многом позитивна. В 1792 году в гатчинские войска был принят Алексей Андреевич Аракчеев. Дисциплинированность и исполнительность Аракчеева импонировала Павлу, и вскоре Аракчеев был назначен инспектором артиллерии и пехоты гатчинских войск. Так что павловские реформы в артиллерии проводились во многом под руководством Аракчеева. Коротко суть преобразований сводилась к следующему. Артиллерийские лошади были переданы в состав рот, что позволяло проводить полноценные ротные учения. Артиллерийская прислуга была расписана по номерам, и каждому номеру предписано определенное место возле орудия и определенные действия по командам. По каждой команде каждый номер расчета исполнял свое, только этому номеру предписанное действие. Это упростило обучение артиллеристов и позволило довести действия по командам до автоматизма. В итоге обученный расчет действовал с четкостью часового механизма, что в свою очередь позволило увеличить скорострельность и уменьшить время развертывания и снятия с позиции. В гатчинских войсках впервые в России появилась конная артиллерия, где все номера расчета верховые. Это значительно увеличило подвижность, как на марше, так и на поле боя. Артиллерия могла выдвигаться на позиции на рысях и так же быстро сниматься с позиций. Конная артиллерия могла сопровождать кавалерию в бою и на марше. По образцу гатчинской конной артиллерии Платон Зубов в 1794 учредил конно-артиллерийскую роту, имевшую на вооружении семь 6-ти фунтовых пушек и семь четвертьпудовых единорогов. Новшество прижилось. Ко времени восшествия Павла I на престол (1796 г.) в армии было уже 5 конно-артиллерийских рот, состоявших из шести 6-ти фунтовых пушек и шести четвертьпудовых единорогов каждая. Орудия запрягались четверкой коней. Справедливости ради нужно отметить, что подобные попытки предпринимались еще Петром I, но он не создавал специальных конно-артиллерийских частей, и в мирное время артиллеристам верховые лошадей и седла не полагались.

Павел I
Павел I

Придя к власти, Павел I произвел существенные преобразования в артиллерии (1796-1797). Вместо расформированных пяти артиллерийских полков было сформировано 10 батальонов полевой артиллерии и 3 батальона осадной артиллерии, в каждом по 5 рот. 5 конно-артиллерийских рот были сведены в конно-артиллерийский батальон. Из артиллерийских команд гвардейских Преображенского и Семеновского полков и артиллерии гатчинских войск был сформирован гвардейский артиллерийский батальон, состоявший из 3 пеших и одной конной рот. Аракчеев в 1796 году стал комендантом Санкт-Петербурга, в 1797 году – командиром Преображенского полка и генерал-квартирмейстером (по сути, начальником генштаба). В начале 1798 года Аракчеев был назначен генерал-инспектором артиллерии русской армии. Так что он также причастен к преобразованиям в русской артиллерии во время правления Павла I. В 1799 году А.И.Кутайсов стал его инспектор-адъютантом.

Роты тяжелой пешей полевой артиллерии имели четыре 12-ти фунтовые пушки средней пропорции, четыре 12-ти фунтовые пушки малой пропорции и четыре полупудовых единорога. Такое вооружение сохранится в батарейных ротах до 1819 года, когда были упразднены пушки малой пропорции. На каждое орудие полагалось по три зарядных ящика. Прислуга орудия состояла из 16 человек. Запряжка 12-ти фунтовых пушек средней пропорции и полупудового единорога состояла из восьми лошадей, а 12-ти фунтовой пушки малой пропорции – из шести.

6-фунтовая (95 мм) пушка образца 1805 г. Находилась на вооружении легких пеших и конных рот полевой артиллерии русской армии.
6-фунтовая (95 мм) пушка образца 1805 г. Находилась на вооружении легких пеших и конных рот полевой артиллерии русской армии.

Конно-артиллерийские роты были вооружены шестью 6-ти фунтовыми пушками и шестью четвертьпудовыми единорогами. На каждое орудие полагалось по два зарядных ящика и 14 человек прислуги. Орудия конной артиллерии запрягались шестеркой лошадей.

Полковая артиллерия. При пехотных полках состояли команды из четырех 6-ти фунтовых пушек и двух четвертьпудовых единорогов. Гвардейские полки не имели полковой артиллерии.

На вооружении осадной артиллерии состояли 18-ти, 24-х фунтовые пушки и однопудовые единороги. Всего было 15 рот осадной артиллерии по 10 орудий в каждой. Кроме того, одна осадная рота состояла при гвардейском батальоне.

Роты гвардейской артиллерии также состояли из 10 орудий.

Все хозяйство и лошади были переданы непосредственно в роты, что сделало их самостоятельными частями и упростило обучение. Было сокращено количество систем и калибров, состоявших на вооружении. Была изменена конструкция лафетов. Вместо одноосного зарядного ящика был введен двухосный по образцу французского грибовалевского, запряженный шестериком. На предприятиях артиллерийской промышленности была проведена стандартизация средств измерения – были разосланы единые меры. Лафеты, передки, зарядные ящики и артиллерийский обоз были окрашены в зеленый цвет. До этого – в красный. Артиллерия получила мундир одинакового основного цвета с пехотным. Отличие было только в цвете приборного сукна: в артиллерии – черный с красной отделкой. До этого со времен Петра I и до Екатерины II артиллеристы были одеты в цвета огня и дыма, в красные мундиры с черным приборным сукном. Только полковая артиллерия имела мундир подобный пехотному своего полка, но с черным приборным сукном. Тем самым артиллерия на поле боя стала представлять гораздо менее контрастную цель. Эта практичная цветовая гамма (с заменой темно-зеленого на защитный) сохранилась в российской армии до сих пор. Так что до сих пор живы павловские традиции.

 


© 2000, Василий Ковальский. Интернет-проект «1812 год».