Вернуться РУССКИЕ БИОГРАФИИ
Дмитрий Петрович Неверовский
(1771 – 1813)
Генерал-лейтенант


Художник Д.Доу. 1820-е гг.

До начала Отечественной войны имя скромного генерал-майора Неверовского было известно только узкому кругу его сослуживцев. Громкая его слава родилась в августе 1812 года под Смоленском.

Службу в войсках Неверовский начал пятнадцати лет солдатом гвардейского Семеновского полка. Через год он был произведен в сержанты и в том же 1787 году, после начала второй турецкой войны, переведен по его просьбе в армию Потемкина, с чином прапорщика. В 1788 году Неверовский принимал участие в нескольких битвах с турками, а в 1794 году – в сражениях с поляками под командованием Суворова.

За штурм Праги Неверовский был произведен в секунд-майоры. Затем он командовал одним из только что созданных тогда морских полков, в 1804 году получил чин генерал-майора и в 1807 году был назначен командиром Павловского гренадерского полка.

В конце 1811 года Неверовскому, пользовавшемуся репутацией одного из лучших полковых командиров, было поручено формирование в Москве новой дивизии. За два месяца он создал из новобранцев 27-ю пехотную дивизию, получившую на смотру отличную оценку. Престарелый фельдмаршал Гудович назвал ее «московской гвардией». Весной 1812 года Неверовский со своей дивизией выступил к западной границе и через десять дней после начала войны примкнул под Новогрудком к армии Багратиона.

22 июля в Смоленске армии Барклая и Багратиона соединились. Намереваясь нанести удар по сильно растянувшимся войскам противника, русские армии предприняли наступление к западу от Смоленска, в сторону Рудни, но Наполеон, перебросив свои корпуса на левый берег Днепра, стремительно двинулся с юга к оставшемуся в тылу у русских войск незащищенному Смоленску. Захват Смоленска французами означал бы катастрофу для русских армий. На пути неприятеля, под Красным, стоял слабый заслон из дивизии Неверовского, усиленной несколькими конными полками. Наполеон бросил на нее пятнадцать тысяч кавалеристов Мюрата и пехотную дивизию, приказав разгромить русский отряд и занять Смоленск. В самом начале боя малочисленная русская конница была опрокинута противником. Неверовский построил свои батальоны в каре. Подпустив почти вплотную бросившуюся в атаку лавину всадников, русские ударили по ней дружными залпами и отбросили.

Встречаемый радостными криками, Неверовский объезжал ряды, благодарил и поздравлял молодых воинов. В боевом строю полки двинулись к Смоленску по большой, обсаженной деревьями дороге. Атаки неприятеля следовали одна за другой, но солдаты огнем и штыками отбивали врага и вновь продолжали движение среди налетавшей со всех сторон конницы Мюрата.

Наконец, после десятичасового боя, героическая дивизия подошла к небольшой речке, переправу через которую Неверовский еще до начала боя занял одним из своих егерских полков с двумя орудиями. Решив, что перед ними крупные русские силы, французы прекратили атаки. Нереправясь через речку и дав короткий отдых войскам, Неверовский двинулся к Смоленску и, пройдя за ночь сорок километров, утром 3 августа соединился с передовыми частями корпуса Раевского, уже подходившего к городу.

Бой 2 августа под Красным прославил 27-ю дивизию и ее командира. Багратион в восторге писал: «Дивизия новая Неверовского так храбро дралась, что и не слыхано... Можно даже сказать, что примера такой храбрости ни в какой армии показать нельзя». Денис Давыдов, бывший свидетелем вступления 27-й дивизии в Смоленск, писал впоследствии: «Я помню, какими глазами мы увидели ее, подходившую к нам в облаках пыли и дыма, покрытую потом трудов и кровью чести. Каждый штык ея горел лучом бессмертия!». Сами враги отдали должное доблести дивизии Неверовского, назвав ее отступление «отступлением львов».

Во главе своей дивизии Неверовский сражался под Смоленском, Шевардином, Бородином. В Бородинском бою его дивизия, оборонявшая Багратионовы флеши, потеряла две трети своего состава. Сам Неверовский, будучи контужен, остался в строю. Но представлению Кутузова он был произведен в генерал-лейтенанты.

В Тарутинском лагере 27-я дивизия была доукомплектована, и Неверовский деятельно занялся обучением вновь прибывшего пополнения. В сражении под Малоярославцем дивизия вновь понесла большие потери и в конце 1812 года была оставлена по приказу Кутузова в Вильне – для вторичного укомплектования.

Весною 1813 года Неверовский выступил из Вильны и присоединился к действующей армии. 7 октября, в последний день сражения под Лейпцигом, он был тяжело ранен и через несколько дней скончался.

Неверовский был похоронен вблизи Лейпцига, в небольшом городке Галле. В 1912 году его прах перевезли в Россию и с воинскими почестями предали земле на Бородинском поле, у Багратионовых флешей, рядом с памятником 27-й пехотной дивизии.


* Текст биографии взят из 3-го издания альбома «Военная галерея Зимнего дворца» (Ленинград, «Искусство», 1981 г.)
1999, Проект «1812 год». Подготовлено к публикации Поляковым О.