представитель Международного наполеоновского общества в России
ГЛАВНЫЙ БАНКИР НАПОЛЕОНА
Габриэль-Жульен Уврар (1770-1846).
|
Его звали Габриэль-Жульен Уврар (1770-1846). Он был сыном бумажника из Клиссона и очень рано почувствовал склонность к спекуляциям. В 19 лет он на два года вперед скупил всю продукцию бумагоделательного производства в своем регионе, которую затем продал, заработав на сделке 300 000 ливров. Он смог предугадать, что политические изменения, связанные с началом Первой французской революции 1789 г., дадут ему возможность преумножить заработанные им ливры и ценные бумаги. В это же самое время Уврар объединяется с торговым домом из Нанта, специализирующимся на торговле колониальными товарами.
Совместно с купцами Бауром и Бальгери он в период 1790-1793 гг. прибирает к рукам всю торговлю хлопком, сахаром, кофе и индиго, которая делает его миллионером, но вместе с тем он попадает под подозрение революционных властей как спекулянт. Тогда Уврар срочно организует поставки обмундирования в республиканскую армию и продолжает это делать вплоть до государственного переворота 9 Термидора, что дает ему индульгенцию лояльного патриота.
Монеты достоинством 20, 40 и 5 франков. (Монета 20 франков – знаменитый наполеондор).
Наполеондор.
Редкая монета с изображением Наполеона, Марии-Луизы и Короля Римского (ок. 1813 г.).
Юбилейная монета 12 года республики.
Юбилейная монета с изображением ордена Почетного легиона.
Шотландская купюра достоинством 1 гинея. И этими деньгами не брезговал в своих афёрах Габриэль Уврар.
Мадам Таллиен (Жанна-Мария-Тереза)(1773-1835). Художник Франсуа Жерар.
Жозефина и мадам Таллиен танцуют обнаженными перед Баррасом (а Бонапарт подглядывает). Английская карикатура XVIII в. Художник Джеймс Тилри.
Французская биржа (ок. 1830 г.) Эстамп.
Французское казначейство. Париж, наб. Сены, ок. 1810 г. Художник Виктор-Жан Николь.
|
По окончании террора Уврар устраивается в Париже и женится на Элизе Тебо, дочери крупного негоцианта из Нанта. Женитьба, однако, не мешает ему завести любовницу – некую Терезию Кабарю, более известную под именем мадам Тальен, подругу Жозефины, будущей супруги Наполеона. Терезия в период с 1798 по 1804 гг. приносит ему несколько детей.
Возвращение к принципам свободной торговли позволяет Уврару, начиная с 1795 г. существенно расширить свой бизнес. Он скупает национализированное имущество, продолжает спекуляции на рынке колониальных товаров, получает компенсации за разрушенное целлюлозо-бумажное производство в ходе мятежа в Вандее – все идет ему на руку.
Уврар находится в поле зрения всемогущих членов Директории и совместно со своими братьями Мишелем, Ванлербенем, Руа и Каруаньоном управляет многочисленными предприятиями, специализирующимися на поставках армии. Все братья работают на него и для него совершают деловые поездки в разные города Европы, посещают даже порты Южной Америки. Они контролируют рынки деревообработки, металлургии, продовольствия и вооружений. С июня 1798 и по 1804 гг. Уврар является генеральным поставщиком флота республиканской Франции, а с августа 1799 г. – главным поставщиком Итальянской армии. Для управления своим маленьким министерством он заручается поддержкой второго консула республики Камбасереса и государственного казначея Тюрпена. Некоторое время спустя Уврар становится самым богатым человеком во Франции. Однако в январе 1800 г. его арестовывают по подозрению в махинациях и в связи с созданием Французского банка, в структуру которого вошли все его бывшие компаньоны. Однако, проверив легитимность его счетов, комиссия не нашла достаточных причин его финансовой нечистоплотности и Уврар был отпущен на свободу. Ему дали понять, что в связи с новыми правилами игры, его услуги будут востребованы в случае крайней необходимости. И такой случай долго не заставил себя ждать. В 1800 г. Уврар обеспечивал поставки армии Бонапарта победившего при Маренго, снабжал зерном многочисленные французские контингенты, разбросанные по стране и за ее пределами, а с 1803 г. Уврар полностью финансировал снабжение Булонского лагеря и армии, готовившейся к вторжению на Британские острова. С 1804 г. компания объединенных негоциантов под руководством Уврара приняла на себя значительную часть функций Государственного казначейства, возродив тем самым финансовую систему, существовавшую при Старом порядке.
Именно в 1804 г. Уврар разработал план, который имел далеко идущие последствия как для него лично, так и для государственного казначейства. Речь в этом плане шла о получении монополии на перевозку золотых пиастров из Мексики и Южной Америки во Францию. Посредством такой операции он рассчитывал погасить долги Мадрида поставщикам испанского флота, первыми из которых в списках были, естественно, Уврар и его компаньоны. Однако начавшаяся война с Испанией и последствия сражения у мыса Трафальгар разрушили этот карточный домик известного финансиста Империи. Тем не менее, Уврар оставался баснословно богатым человеком во всей Франции.
Едва вернувшись после Аустерлицкой кампании в Париж, в конце января 1806 г, Наполеон потребовал отчета о состоянии финансов страны и усмотрел, что знаменитый миллионер и стоявшая за ним компания объединенных негоциантов, весьма хитроумными комбинациями и тонкими, юридически ловкими приемами опутали Государственное казначейство и причинили ему колоссальные убытки. Наполеон потребовал, чтобы Уврар и его компаньоны срочно явились во дворец, и тут же объявил им без особых предисловий, что просто приказывает им отдать все наворованное ими за последнее время. Уврар попробовал было прельстить Наполеона предложением новых, интересных для казны комбинаций, которые Его Величество, наверное, примет, но Его Величество не скрыл, что наиболее интересным для казны комбинацией он считает немедленное заключение Уврара и его компаньонов в Венсенский замок и отдачу их под суд. Долг Государственному казначейству составлял 87 млн. франков, который при повторном рассмотрении увеличился до 141 млн. Объединенные негоцианты отнеслись к мнению императора с полным вниманием и, хорошо зная нрав собеседника, сочли его аргументацию исчерпывающей. Они согласились вернуть казне в самое ближайшее время 87 млн. франков золотом, не настаивая при этой прискорбной для них операции ни на каких уточнениях, ни бухгалтерских, ни юридических. «Я заставил дюжину мошенников вернуть награбленное», – так сообщил об этом Наполеон в письме к своему брату Жозефу.
Уврар, однако, заплатил только 37 млн. и, узнав, что у него начали отбирать магазины, прекратил выплаты вовсе. При этом его бизнес в многочисленных филиалах и конторах не останавливался ни на минуту.
В 1809 г. в связи с накопившейся задолженностью Государственному казначейству, он вновь попадает в тюрьму.
Освобожденный через пару месяцев, Уврар понимает, что введенная Наполеоном Континентальная блокада отрицательным образом сказывается на его делах. Он способствует нарушению Голландией ряда статей декретов, касающихся торговли с Англией, тем самым, компрометируя короля Голландии Луи Бонапарта и министра полиции Фуше. За это Уврар в 1810 г вновь попадает в тюрьму и на этот раз выходит на свободу только в сентябре 1813 г.
Реставрация Людовика XVIII на трон Франции возвращает Уврару значительную часть его состояния, оформленную как на членов семьи, так и на подставные фирмы. Его долг Государственному казначейству аннулируют и разрешают вновь заниматься поставками продовольствия, в частности зерновых, для снабжения Парижа, а затем и всей Франции.
Как это не удивительно, но после возвращения Наполеона с острова Эльба, император поручает Уврару осуществлять поставки Северной армии, предназначенной для вторжения в Бельгию. Его репутация нисколько не пострадала и после Ватерлоо в 1815 г. Через год Уврар создает т.н. кассу взаимного кредита по типу английской. С 1822 г. он вновь возвращается к своим махинациям в Испании, что приводит его в очередной раз на скамью подсудимых в связи с невозможностью погасить долг в 22 млн. франков, которые он занял в Испании под честное слово герцога Ангулемского.
Но и в тюрьме он живет в роскоши, продолжая управлять своими делами.
Финансовые операции Уврара после 1830 г. менее изучены. Однако известно, что они были многочисленными как во Франции, так и в Европе. Известно, в частности, его предложение Таллейрану, тогдашнему послу в Великобритании, о разделе долга Нидерландов.
C января 1846 г. Уврар оседает в Лондоне, тем самым косвенно признавая финансовое превосходство британской столицы, в которой, он однако, умирает десять месяцев спустя.
Современники Уврара не очень доверяли ему, однако все восхищались его обаянием, умом и искусством делать деньги из ничего.
Публикуется в Библиотеке интернет-проекта «1812 год» с любезного разрешения автора.
|