К оглавлению 7-томника
«Отечественная война и Русское общество». Том VI.

Похороны Кутузова. (Воробьева).
Похороны Кутузова. (Воробьева)[1].
«Любовь народная твой гроб сопровождает,
Прими от ней еще сию посильну дань,
Пусть рвенье в нас к делам великим возбуждает
Твой гроб и пусть твой дух предводит нас на брань».

ЗАГРАНИЧНЫЕ ПОХОДЫ

I. Русская армия перед походом в Европу.

Проф. ген. Н.П. Михневича.

 

1 (13) января 1813 года император Александр с князем Кутузовым, отслужа молебен, перешли с войсками Неман у Мереча и вступили в герцогство Варшавское.

В главной квартире, с прибытием к армии государя и многих лиц свиты, произошла большая перемена против того, что было во время похода при штабе князя Кутузова, где все ходили запросто и нередко в сюртуках, сшитых из солдатского сукна, и вообще жили, как спартанцы; теперь — вокруг государя была блестящая свита, появилось много новых лиц, щегольских лошадей и экипажей. Все проявляли величайшую деятельность, писали и составляли планы для будущих военных действий и очень были озабочены пополнением войск и формированием запасных частей.

К фельдмаршалу Кутузову государь относился с большим вниманием и предупредительностью, и хотя принимал решения сам, но всегда посылал их на его просмотр и утверждение.

Перед началом заграничного похода генерал-адъютант князь Волконский был назначен начальником главного штаба всех армий при фельдмаршале князе Кутузове. Это был давно испытанный и беспредельно преданный государю человек, следивший за точным исполнением всех распоряжений, исходивших с этого времени только от государя.

Весна 1813 г. (Коссак).
Весна 1813 г. (Коссак).

Главнокомандующий III армией, адмирал Чичагов, огорченный неудачными действиями на Березине, неоднократно просил уволить его от командования армией, ссылаясь на свое совершенно расстроенное здоровье, но только 3 (15) февраля, во время блокады Торна, он сдал начальство над армией Барклаю-де-Толли и уехал в Петербург.

21 марта (2 апреля) император Александр показывал прусскому королю под Калишем главные силы армии, всего в числе 18.000 человек. Понесенные во время войны 1812 г. огромные потери еще не были пополнены; резервы же, выступившие из России, двигались медленно по непролазной грязи.

Граф Витгенштейн, Блюхер и другие генералы настаивали на необходимости перенесения наступательных действий за Эльбу. Кутузов, сторонник обоснованных предприятий, резко возражал, сказавши однажды: «Самое легкое дело идти теперь за Эльбу, но как воротимся? С рылом в крови!»

М.И. Платов. (Неизв. художн.; ориг. в Ист. музее).
М.И. Платов.
(Неизв. художн.; ориг. в Ист. музее).

Впрочем, старику фельдмаршалу не пришлось видеть исполнения своего предсказания: 6 (18) апреля он сильно заболел и остался в Бунцлау, а через десять дней, 16 (28) апреля, его не стало.

На место Кутузова главнокомандующим русских и прусских армий был назначен граф Витгенштейн.

В конце января 1813 года в русских войсках, бывших за границей, состояло 138.318 человек, а именно:

1) У гр. Витгенштейна, со включением блокадного корпуса под Даннигом и бывшего корпуса графа Палена
 52.174 чел.
2) В III армии Чичагова
 14.016 »
3) В главной армии, у Плоцка
 18.628 »
4) У Милорадовича
 12.456 »
5) У Винцингероде
 17.191 »
6) У Сакена
 18.892 »
7) У Ратта
   4.961 »
Итого
138.318 чел.
Смерть Кутузова. (Грав. Карделли).
Смерть Кутузова.
(Грав. Карделли).

Когда вопрос о заграничном походе был решен государем, то, по повелению его, были приняты следующие меры к пополнению убыли в армии и к снабжению ее всем необходимым:

1) Сформирована была резервная армия кн. Лобанова-Ростовского из всех бывших в империи резервов (173 батальона и 92 эскадрона), разделенная на 4 пехотных и 2 кавалерийских корпуса. К резервной армии должны были присоединиться находившиеся в России за болезнью и ранами офицеры и нижние чины.

Резервная армия должна была расположиться между Гродно, Минском, Пинском, Ковелем, Люблином и Остроленкой, имея главную квартиру сначала в Белостоке, потом в Варшаве.

Резервная армия должна была, и после отправления эскадронов и батальонов в действующую армию, неизменно состоять из 128 эскадронов, 151 батальона и из известного числа артиллерийских рот, составлявших запасные артиллерийские бригады. В резервной армии повелено содержать на пехотный полк по одному батальону, в 1.017 человек, а на кавалерийский полк по 2 эскадрона, в 201 чел. каждый. Следовательно, комплект 151 батальона и 128 эскадронов составлял:

Пехоты
 153.567 чел.
Конницы
   25.728 »
Итого
170.295 чел.

Через 20 дней по получении приказа об отправлении за границу сформированных частей резервной армии князь Лобанов выслал в действующую армию 381/2 батальонов, около 36.000, из которых прибыло к армии 22.000; треть отстала за болезнями, вследствие бездорожья.

В 5 месяцев (с начала марта до конца июля) выслано из резервной армии в действующую:

Пехоты
67.707 чел.
Конницы
14.024 »

Артиллерии 7 рот, кроме 4 понтонных и 91/2 парков.

Манифестом от 30 ноября 1812 г. на укомплектование резервной армии повелено отправить и остальную половину рекрут последнего набора, по 8 человек с 500 душ.

2) Для снабжения кавалерии лошадьми собрано было в Волынской и Подольской губерниях до 13.000 лошадей, направленных к генералу Кологривову, формировавшему кавалерийские резервы в Могилеве на Днепре.

3) Из рот артиллерии, оставленных в тылу, инспектору артиллерии, барону Меллер-Закомельскому, приказано было сформировать позади армии артиллерийский резерв из 37 пеших рот, 10 конных и 3 понтонных.

4) Московское и смоленское ополчения, собранные в Отечественную войну от 17 губерний, как прежде других явившиеся на службу, были распущены по домам. Остальные же оставлены на службе и употреблялись при блокаде крепостей (новгородское и петербургское — при блокаде Данцига), для содержания внутренних гарнизонов, при госпиталях, парках и обозах и для конвоирования пленных.

5) Продовольствие армии во время войны предположено основать, главным образом, на реквизициях местных средств и вдобавок к этому были заложены три линии магазинов в Виленской и Гродненской губерниях и в Белостокской области. По вступлении войск в Варшавское герцогство и Саксонию они продовольствовались исключительно из магазинов; в прусских же владениях из подвижных магазинов и посредством доставки морским путем к Кенигсбергу и другим портам.

6) Боевые припасы армии, при движении ее от Вислы к Одеру, пополнялись из запасных артиллерийских парков, расположенных в три линии: 1-я по Висле, 2-я по Неману и Бугу и 3-я — на пространстве от Риги до Киева.

По прибытии императора Александра в Вильну, в конце 1812 года, был образован главный штаб государя, при чем были назначены: начальником главного штаба — генерал-адъютант князь Волконский, генерал-квартирмейстером — генерал-майор Толь и исп. д. д. дежурного генерала — полковник Селявин. Император Александр играл в коалиции первенствующую роль, и, естественно, его свита, по квартирмейстерской части имевшая во главе талантливых начальников и приобревшая боевую опытность, заняла первое место среди генеральных штабов союзных армий.

Гр. П.П. Пален.
Гр. П.П. Пален.

Служба по квартирмейстерской части, при ведении войны в чужой стране и с армией, возросшей к концу 1813 года (с союзниками) до 530.000 чел., была очень трудна, но исполнена блистательно. Из особенно выдающихся представителей этой службы следует упомянуть: Толя, Довра, Дибича, Нейдгардта, Рении, барона Клодта, Понсета и др.

Князь Волконский привлекал к службе по квартирмейстерской части строевых офицеров, выдающихся образованием, нравственными качествами и соответственными способностями, и достиг того, что в войсках стали смотреть на перевод в свиту по квартирмейстерской части, как на очень почетную награду.

«Учреждение для управления большой действующей армией» создало строгую организацию военно-хозяйственных ведомств (комиссариатского и провиантского) в военное время и вместе с тем преподало ряд правил и указаний для действий органов войсковых и органов министерства.

Комиссapиатский департамент заготовлял и доставлял в армию нужные вещи и материалы, но в общей сложности был не в состоянии приобрести и изготовить в короткое время то громадное количество вещей и материалов, которое требовалось военному ведомству.

Независимо от удовлетворения текущей потребности армии усиленного состава, внутреннее комиссариатское ведомство должно было выполнить ряд работ по формированию многочисленных резервов, устройству госпиталей и снаряжению ополченских частей. Вся эта спешная работа, при ограниченности материальных средств и упадке промышленности, после потрясений, вызванных Отечественной войной, была исполнена вполне удовлетворительно. Резервные войска были вполне снаряжены, снабжены всем необходимым и без замедления отправлены на усиление армии за границу. Впрочем, работа эта была значительно облегчена содействием гражданских губернаторов и подчиненных им органов и лиц, а также пожертвованиями со стороны всех сословий государства, которые послужили единственным источником для одежды ратников.

Для пополнения недостатка в офицерах повелено: 1) возобновить присылку во 2-й кадетский корпус из губерний дворян, способных к военной службе.

2) «Обвестить во всех губерниях, что офицеры ополчений принимаемы будут в армейские полки теми чинами, какие назначены для ополчения; 3) сократить в министерствах число излишних чиновников, ненужных уволить или согласить ко вступлению в армию, и впредь сверх штата министрам чиновников не принимать».

М.И. Платов в походе. (Шадова).
М.И. Платов в походе. (Шадова).

Всем войскам, выступившим за границу, государь пожаловал не в зачет полугодовое жалованье и с 1 января велел производить порционные деньги до возвращения в Россию. Чтобы все русские деньги, не исключая ассигнаций, имели за границей свободное обращение, князь Кутузов издал, по воле государя, печатное о том объявление на русском, немецком и польском языках. При армиях князя Кутузова и Чичагова учреждены были «променные конторы», для доставления военным способов променивать ассигнации высшего достоинства на мелкие. Министру финансов предписано все суммы, потребные для заграничных армий, отпускать ассигнациями мелкого достоинства, т.е. 5, 10 и 25-рублевыми.


От беспрестанных движений и битв войска несли огромные потери, но ряды их скоро пополнялись прибывавшими резервами. Эшелоны запасных войск, постоянно следовавших за армией, своей многочисленностью возбуждали справедливое удивление иностранцев и доказывали неисчерпаемость средств России. Наши войска явились на полях Европы со свежими обновленными силами, как будто отечество наше вовсе не выдержало, и еще так недавно, борьбы, почти беспримерной в истории народов.

И.П. Михневич.


[1] Н.М. Лонгинов в письме к гр. С.Р. Воронцову из Петербурга (12 июня 1813 г.) так описывает похороны Кутузова: «Надо было видеть этот наплыв народа из города и окрестностей, воодушевление его не допустившее, не смотря на настояния, просьбы и даже приказания властей, чтобы катафалк везли лошади: лишь за две версты от города выпрягли лошадей, и до Казанского собора не было недостатка в благонамеренных гражданах, чтобы нести гроб на плечах и двигать катафалк. Блеск и пышность церемонии не могли сравниться с этим трогательным зрелищем». Семье Кутузова была назначена стотысячная пенсия на вечные времена.


Франция без Наполеона.Оглавление VI томаПрусские реформы перед войной за освобождение.