[в оглавление] Александр Подмазо
«ШЕФЫ И КОМАНДИРЫ РЕГУЛЯРНЫХ ПОЛКОВ РУССКОЙ АРМИИ (1796-1825)»
            

ВСТУПЛЕНИЕ

Данная работа является дополненной и исправленной версией книги, изданной в 1997 г. музеем-панорамой "Бородинская битва", которая была посвящена шефам и командирам полков русской армии с 1796 по 1815 гг. Выбранные временные рамки в книге были обусловлены тем, что указанный период был единственным в истории российской армии, когда должность шефа существовала в штатном расписании полка. В интернет-версии временные рамки работы раздвинуты до 1825 г. и охватывают все царствование императоров Павла I и Александра I.

История появления шефов в полках российской армии уходит во времена царствования императора Петра III, который, будучи приверженцем прусской военной доктрины Фридриха Великого, ввел 25 апреля 1762 г. в русской армии, по образу и подобию армии прусской, должности шефов полков, повелев полкам называться по именам своих шефов. Недолгое царствование Петра III не дало этому нововведению укорениться. Екатерина II, свергнув своего мужа с престола, немедленно отменила (5 июля 1762 г.) называние полков по шефам, а вместе с этим упразднила и должности шефов в русской армии. Позднее Екатерина II вновь ввела шефов для полков. Потемкин, бывший тогда президентом Военной Коллегии, поясняя основы и цель этого учреждения, писал между прочим: «Высочайшая воля есть та, дабы шефы старались приводить полки в должную исправность и устройство. Обучение стрельбе, содержание людей с выгодами для них, сбережение их и снабжение всем положенным долженствуют быть главным предметом, равно, как и надзор за тем, чтобы обхождение с нижними чинами было человеколюбивое»[1]. Таким образом должность шефов была чисто почетной, ни к чему не обязывающей и ограничивалась инспекторскими функциями, к тому же шеф не числился в штатах полка.

Вступивший в 1796 г. на престол Павел I, в числе прочих преобразований по образцу прусской армии, в корне изменил и понятие шефа полка. По новым воинским уставам от 29 ноября 1796 г. шеф считался старшим в полку начальником, действительно ответственным за полк и за всякого рода упущения в нем, как по строевой службе, так и по военному хозяйству. Таким образом, значение шефа в то время вполне соответствовало современному понятию о должности командира полка. Кроме того шеф, как и другие офицеры, был не только включен в штатное расписание, но и обязан был постоянно находиться при полку, в отличие от Екатерининских времен, когда шеф, как правило, лишь изредка наведывался в «свой» полк. Значение же полкового командира тогда соответствовало нашему понятию о деятельности заместителя командира полка, имеющего большие полномочия контрольного и исполнительного характера, но весьма ограниченного в проявлении инициативы; словом, полковой командир был в то время старший после шефа в полку офицер, имел под своей командой следующий за шефским батальон, который и носил его имя; в служебной своей деятельности он имел общее наблюдение за исполнением в полку установленных законом правил, ведал же главным образом «фрунтовым образованием» офицеров и нижних чинов, в точности исполняя все приказы и распоряжения шефа, и замещая его в случае отсутствия.

Идя дальше по пути опруссачивания русской армии, Павел изменил и названия полков по именам их шефов. Причем присвоение «шефских» названий полкам происходило не сразу, а по мере того, как Император «вспоминал» про них, например, 27 ноября 1796 г. новосформированный мушкетерский полк назван по имени шефа полком Архарова; 29 ноября 1796 г. по шефам названы все гусарские полки (кроме Изюмского); 25 декабря 1797 г. Екатеринославский кирасирский полк назван кирасирским графа Салтыкова полком и т.д.; и лишь 31 октября 1798 г. повелено «впредь всем полкам инфантерии и кавалерии называться по именам шефов»[2]. С 17 марта 1800 г. даже полки Лейб-Гвардии стали называть по именам их шефов. Во все же новосформированные полки шефы назначались с момента сформирования. При импульсивном характере императора шефы в полках менялись довольно часто за малейшие нарушения, иногда даже через день, соответственно стали «мелькать» и названия полков, что приводило к значительной неразберихе в делопроизводстве.

Прежние привычные всем названия полкам вернули лишь в царствование Александра I (полкам Лейб-Гвардии – 14 марта 1801 г.; всем кирасирским, драгунским, гусарским, гренадерским, мушкетерским и егерским полкам – 29 марта 1801 г.; гарнизонам – 3 июля 1801 г.), но институт шефства был сохранен без изменений.

Реорганизация армии, начатая в начале XIX века, привела к созданию множества новых генеральских должностей, в результате чего шефов полков стали назначать по совместительству командирами бригад, дивизий и т.д.. Постоянное присутствие шефа при полку стало необязательным, и все чаще его обязанности исполнял командир полка. Видя дальнейшую нецелесообразность в разделении должностей шефа и командира полка, император 1 сентября 1814 г. издает приказ «господам генералам небыть уже впредь шефами полков, кроме корпуса Гвардейского, на который правило сие не распространяется, а потому всем шефам генеральских чинов в армии сдать полки свои на законном основании старшим штаб-офицерам в полках»[3]. Однако оставалось непонятным, как быть шефам, состоящим в штаб-офицерских чинах, а именно полковникам. Поэтому 22 июня 1815 г. был выпущен Высочайший приказ, в котором разъяснялось, что «шефам – полковникам не именоваться впредь шефами, а быть командирами полков»[4]. Дольше всего должности шефов просуществовали в гарнизонах, где они были отменены лишь 30 октября 1816 г.[5] Позднее шефы в полках появились снова, но уже не в виде должности, а в качестве почетного наименования, добавляемого к названию полка.

В конце XVIII – начале XIX вв. и полковой шеф, и командир полка назначались и снимались только по Высочайшему приказу. На время отсутствия шефа его должность по совместительству исполнял командир полка, и на это специального приказа не требовалось. Когда же в полку по каким-либо причинам не было командира или он не был назначен, полком командовал старший из наличного состава штаб-офицер, либо специально прикомандированный приказом главнокомандующего по армии офицер из другого полка (чаще всего из Лейб-Гвардии). В обоих случаях офицер числился командующим полком, а должность командира полка считалась вакантной.

Во многих военно-исторических работах, посвященных началу XIX века, зачастую путают шефов, командиров и командующих полков: то шефа называют командиром, то офицера, временно командующего полком, называют полковым командиром; либо, что гораздо чаще, вообще умалчивают о том, кто командовал полками. Осоняком стоит работа Г.Габаева «Роспись русским полкам 1812 года...», где наиболее полно указаны шефы, командиры и командующие всех полков русской армии на начальный период войны 1812 г. Однако, работа Габаева – это статический срез истории русской армии на май-август 1812 г., и поэтому в ней не указаны перемены в командном составе полков в ходе войны 1812 г. и заграничных походов 1813-14 гг. Сведения о шефах и командирах полков в других войнах конца XVIII – начала XIX вв. в отечественой литературе вообще носят отрывочный характер. Даже по полковым историям, массово-выпущенным в начале XX века не всегда можно восстановить полную картину.

Данная работа составлена на основе Высочайших приказов по военному ведомству, находящихся в фондах РГВИА и РГБ им.Ленина, и состоит из трех частей. В первой части размещены в алфавитном порядке названия полков русской армии, для которых слева от разделительной черты показаны шефы, а справа – полковые командиры. Кавычки указывают на предположительный характер записи. Вторая часть представляет собой алфавитный указатель персоналий, встречающихся в первой части. В третьей части представлен алфавитный список полков по именам их шефов на царствование императора Павла I. Все даты даны по старому стилю.

При работе с данным пособием следует учитывать, что во-первых, сохранились не все Высочайшие приказы, во-вторых, переводы офицеров из полка в полк зачастую (особенно во время военных действий) производились приказом главнокомандующего по армии, в-третьих, при увольнении в отставку, переводе в другую часть или назначении на другую должность старая должность в Высочайших приказах указывалась не всегда (это относится в основном к командирам полков) и, наконец, в случае смерти какого-либо офицера приказ о его исключении из списков умершим обычно выходил со значительным опозданием (иногда до полугода). Другим сложным моментом является то, что неясно, становился ли штаб-офицер, переведенный в полк из другой части и имеющий старшинство в чине перед другими офицерами полка, командиром данного полка, если в Высочайшем приказе об этом специально не оговорено.[6]


[1] Потто В.А. История 17 драгунского Нижегородского полка. – Тифлис, 1908.

[2] Высочайший приказ от 31.10.1798 (библ. РГВИА).
Исключение составляли лишь егерские полки, которые назывались по именам их командиров вплоть до 17 января 1799 г., когда командиров переименовали в шефов.

[3] РГВИА, ф.1, оп.1, т.2, д.3027, л.68.

[4] Высочайший приказ от 22.06.1815 (библ. РГВИА).

[5] Приказ №48 начальника Главного Штаба от 30.10.1816.

[6] Если к этому вопросу подходить формально, то старший штаб-офицер в полку согласно устава автоматически становился командиром полка, однако, и в этом случае остается неясным, действительно ли он прибыл к полку или был переведен только «на бумаге» и тогда он не становился командиром полка.

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ:

м. – майор
пплк. – подполковник
плк. – полковник
бриг. – бригадир
г-м. – генерал-майор
г-л. – генерал-лейтенант
гинф. – генерал от инфантерии
гкав. – генерал от кавалерии
г-ф. – генерал-фельдмаршал
фл-ад. – флигель-адьютант
г-ад. – генерал-адьютант
л-гв. – Лейб-Гвардии
гарн. – гарнизонный
пех. – пехотный
мушк. – мушкетерский
грен. – гренадерский
егер. – егерский
кир. – кирасирский
гус. – гусарский
драг. – драгунский
арт. – артиллерийский
улан. – уланский
каз. – казачий
кон. – конный
кон.-егер. – конно-егерский
татар. – татарский
бат. – батальон
сф. – сформирован
расф. – расформирован
бар. – барон
гр. – граф
кн. – князь
герц. – герцог
[в оглавление]
© 2001, артель интернет-проекта «1812 год».
© 2001, Подмазо Александр

Автоp с благодаpностью пpимет Ваши замечания.