Юлия Филатова
«Основные аспекты внутренней политики Наполеона»
До сих пор историки задаются вопросом: как и почему одному человеку в столь короткий для истории период удалось задумать такое множество полезных начинаний, осуществить столько плодотворных идей, а в ряде направлений – предвосхитить будущее и начертать контуры последующего развития государственности?
Объяснение, основанное на том, что в этом деле Наполеону сопутствовали счастье, удача, что он талантливый баловень судьбы, будет недостаточным. Точно также нет никакого резона возводить в непреложную истину марксистский тезис о неизбежной смене формаций и утверждать, что рвущейся к власти буржуазии понадобилась надежная шпага, которую не будь Наполеона, она все равно бы отыскала в лице другого победоносного генерала и искусного политика. На эту кандидатуру марксистские историки часто выдвигали Моро.
Фигура Наполеона впечатляет прежде всего абсолютной неординарностью подходов к оценке политических проблем, разноплановостью, иногда просто «безумностью» решений, основанных на импровизации, присущей лишь гениям. Пожалуй, ни одна историческая личность не воспламеняла до такой степени страсти людей, как Наполеон, и ни одна не имела столь разносторонних дарований; каждое из них накладывало свой отпечаток на многогранную и обширную деятельность, которую он развил в период своего правления с 1799 по 1815 год.
Какую бы черту этой личности не пытались высветить мемуаристы и историки, все выглядит в нем мощно и самобытно – ум, характер, поведение, принимаемые решения, кругозор, стремительность и сила в исполнении задуманных планов, умение добиваться цели кратчайшим и результативным способом. Наполеон – центральная фигура послереволюционного переустройства французского общества. Все идеи по реорганизации политических и правовых институтов исходили от него. На ниве правоведения и законотворчества сам Наполеон и его сподвижники проделали гигантскую работу, получившую заслуженное признание как с точки зрения законодательного решения насущных социально-экономических задач, так и с точки зрения юридической техники.
Безусловно, судить о деяниях великих людей должно, не только сопоставляя их цели с достигнутыми результатами, но и учитывая конкретные обстоятельства каждого исторического периода. При этом встает вопрос, вправе ли последующие поколения судить о государственном деятеле строже, чем это делали его современники. Есть ли на это моральные основания? Деятельность Наполеона подверглась тщательному анализу и современников, и последующих поколений историков. Несмотря на различия в оценках, большинство из них склонно видеть в Наполеоне черты, свойственные героям античных времен. А такие деятели, по словам французского историка Мишле, «не обладают ни единой добродетелью, ни единым пороком, которые не оказывали бы влияния на судьбы мира».
Бесспорно, Наполеона нельзя окружать ореолом непогрешимости, но простая истина заключается в том, что чем больше он брал на себя смелости суверенно и властно диктовать свою волю народу, чем большие цели и задачи он ставил перед собой, тем пагубнее оказывались последствия совершенных им ошибок, совсем в духе известной русской пословицы: «кто за многое берется, с того многое и спросится».
Дух умеренности не был свойством наполеоновской натуры. Он непременно хотел разрешить сразу все проблемы, не ограничиваясь полумерами и не останавливаясь на достигнутом. Это погубило все его военные мероприятия, а главное, на чем сходятся все его выдающиеся историографы, отвлекло энергию и силы этого талантливого человека с мирной стези, где он мог бы принести гораздо больше пользы своему народу.
На протяжении всей своей деятельности Наполеон, хотя и поступал сообразно обстоятельствам, но вовсе не намеревался повернуть вспять ход истории, ниспровергнув заданное революцией общее направление социально-экономического и культурного развития. Напротив, он всегда стремился быть в русле многих прогрессивных начинаний, а часто и сам был их инициатором. Это придавало силу и вес его влиянию на принятие внутриполитических решений.
Он говорил: «Должно существовать лишь две власти: одна, которая действует, и другая, которая наблюдает». В действительности же он стремился обеспечить слияние законодательной и исполнительной властей в одну, ибо тот, кто обладает всеми средствами к действию, не замедлит поглотить и другую власть. Но Наполеон прекрасно понимал, что политика основана на искусстве управления людьми и вся ее премудрость заключается в том, чтобы «применить здравый смысл к великим вещам». В этом смысле некоторые революционные идеи и принципы, например, равенство всех перед законом и критерий выдвижения людей по талантам и способностям, вполне ему импонировали. Наполеон был именно тем человеком, который с самого начала сумел создать себе окружение в лице способных, умных и деятельных людей из самых разных классов общества.
На мирной ниве гений этого человека раскрылся с созидательной стороны в полной мере, ибо ничто так не укрепляет авторитет новой власти, как умеренность и распорядительность, основанные на желании помочь управляемым воспрянуть духом, обрести материальное благополучие, усовершенствовать свой интеллект и нравы. Наполеоновская программа внутренних преобразований была нацелена на перспективу: заложить те гранитные глыбы, которые воплощались в разумных гражданских учреждениях. Эту мысль Наполеон высказал накануне сражения под Ватерлоо. «Люди сами по себе слишком немощны, чтобы обеспечить будущее, только прочные учреждения определяют судьбу нации».
Главным рычагом в деле преобразований стало законодательство, техникой которого французские юристы владели в совершенстве, а концепции развития настойчиво выдвигали передовые люди страны. На долю Наполеона выпала счастливая миссия их практического претворения в жизнь.
Гражданский кодекс, Государственный совет, Орден Почетного легиона, Французский институт, система централизованного управления в лице префектов и государственных публичных служб пережили своего создателя и вошли составной и неотъемлемой частью в политическую и правовую систему современного французского общества.
Наполеон эпохи Конвента был совсем не тем, кем он стал при Директории, а деятельность Наполеона в качестве первого консула и первого гражданина республики несопоставима ни по своей сути, ни по своим историческим последствиям с деятельностью его на посту императора.
В первый период Наполеон проявил себя как умеренный, сдержанный и осторожный политик, целью которого было добиться успокоения умов и процветания государства. В своих штабах – прежде всего в Государственном совете и Сенате он сконцентрировал наиболее опытных и просвещенных людей.
В это время ему приходилось все делать заново. Франция находилась на грани гражданской войны, продолжала воевать с Австрией и Англией, казна была пуста, новая администрация беспомощна, и роялистские восстания угрожали режиму в Вандее. Но генералу Бонапарту удалось восстановить все. Он добьется порядка, даже процветания, упрочит мир, провозгласив новые законы. Даже восстановит мир между религиями, «вернув бога во Францию».
Власть и порядок – эти два слова стали основой его действий.
Во второй, имперский, период Наполеон добился необыкновенной концентрации власти, приобрел могущество и постепенно уверовал в свою непогрешимость. Необыкновенная популярность Наполеона в народной массе, состоявшей из крестьян, еще более усиливала его авторитет в государстве. Несмотря на заговоры и ропот уставших от бесконечных рекрутских наборов и военных походов людей, положение Наполеона оставалось прочным. Оппозиция надолго исчезла с политической арены; узурпация власти достигла своего апогея, а мнение инакомыслящих стало гласом вопиющего в пустыне.
Во внутренней политике империи вначале наметились благоприятные перспективы. Бонапарту, обезопасившему свои границы, удалось быстро наладить хорошее управление, оздоровить финансы и значительно поднять уровень промышленного и сельскохозяйственного производства. Сильная власть внушала не только доверие сама по себе, но и располагала для этого мощными и централизованно используемыми экономическими рычагами. Переустройство общественных и государственных учреждений дало благотворные результаты. Повысился уровень образования и гражданского воспитания, укрепилось уважение к семье и отечеству, возродились на новой основе благородство и гражданская добродетель. Этому в немалой степени способствовало и учреждение Ордена Почетного легиона. Наполеон стремился к тому, чтобы Орден являлся не только высшей наградой, но и служил делу взаимопомощи и солидарности. Основанная на братстве новая ассоциация не только сближала всех своих членов, но и создавала традицию, которая не могла не получить всеобщего одобрения.
Но парадокс заключался в том, что повышение нравственных начал в жизни общества основывалось на культе силы и чинопочитании, олицетворенных в деспотическом и бесконтрольном режиме. Все нити управления находились в руках Наполеона. Все начинания и крупные государственные акции замышлялись, осуществлялись и контролировались по его воле и личным указаниям. Он превратился в неусыпного стража, в своей персоне олицетворявшего весь народ, символизировавшего его единство и мощь.
С одной стороны, он - движущая пружина бурного развития буржуазных производственных отношений, в основе которых лежит накопительство, бережливость, стремление к разумному и рачительному хозяйствованию, а с другой – деспот и неограниченный повелитель, по своему произволу выбирающий приоритеты в развитии страны и ее устремлениях, как во внутренней, так и во внешней политике.
Имя Наполеона неразрывно связано с Гражданским кодексом – правовым документом, изложенным ясным и точным языком и послужившим образцом почти для всех юристов XIX века. Стендаль же отмечал, что литературная форма кодекса достойна того, чтобы писатели взяли ее за образец.
Проект, включающий 36 законов и более двух тысяч статей, был разработан за четыре месяца. Он был рассмотрен в судах различных уровней, а затем в Государственном совете, более половины заседаний которого прошли под председательством Бонапарта, удивлявшего присутствующих обширностью своих познаний и точностью замечаний. Кодекс был обнародован в марте 1804 года, накануне провозглашения империи. В 1807 году он официально станет «Кодексом Наполеона».
Ни одно из социальных завоеваний революции не отменено, и, хотя Кодекс рассчитан на установление консервативного государственного строя, подтверждаются гарантии равенства граждан, светский характер государства, свобода совести и труда, право на развод. Достаточно представить себе социальную организацию крупных европейских государств того времени, чтобы осознать смелость новых установлений.
Кодекс Наполеона получил мировое признание, вначале его принимают страны Европы вслед за Францией, затем он начинает шествие на Новому Свету. И именно с ним связывают изменения, произошедшие в XIX веке, повсеместно по всему европейскому континенту. К ним относят переворот в отношениях земельной собственности, т.е. отмену феодального режима, как следствие равных прав наследников – дробление земельной собственности и принципиально новые семейные отношения.
«Моя подлинная слава не в том, что я выиграл 60 битв, - подчеркнет Наполеон, находясь на Святой Елене. – Если что и будет жить вечно, так это мой Гражданский кодекс».
Нельзя не упомянуть о том, что Наполеон учредил Кодекс гражданской процедуры, защищавший права спорящих сторон и остававшийся без изменений с 1806 по 1959 год, а в 1807 году – Коммерческий кодекс, упорядочивший сухопутное и морское торговое право.
Наполеону принадлежит заслуга разрешения деликатной проблемы национального примирения посредством признания всех религий и всех философских верований. Он, опередив время, хотел учредить систему, основанную на универсальном сознании, чтобы все люди – протестанты, католики, магометане и др. – были равны.
Успехи в возрождении сельского хозяйства и промышленности колоссальны! Для Наполеона сельское хозяйство – «первый интерес Франции», ради которого организуется особая служба кадастра, гарантирующая землевладельцам полное и неотъемлемое право на их частную собственность. Наполеон, несмотря на рекрутские наборы, обеспечил себе поддержку сельского населения дальновидной политикой, обеспечившей процветание сельского хозяйства, которому не переставая изумлялись иностранцы.
Он распорядился создать Общество поощрения промышленности, которому поручено проводить выставки и конкурсы современных машин; основал замечательное Училище искусств и ремесел, питомник технических кадров, которое существует и по сей день; приказал выделить значительные финансовые ресурсы в помощь созданию новых промышленных производств и для спасения тех, кто испытывает трудности.
Наполеон, как никто другой, понимал, что приобретенные выдающимися и талантливыми людьми блага делают их податливее и исполнительнее. Он стремился щедро вознаграждать таланты, что привязывало к нему наиболее активных представителей нации. Например, Наполеон лично вручит столь вожделенный крест Почетного легиона «изобретателю сахара из свеклы» Делессерту и прикажет засадить 100 тысяч гектаров этим ценным корнеплодом. Точно так же он возведет в баронское звание Парментье, внедрившего во Франции разведение картофеля.
Подобно римским императорам, Наполеон оставит потомкам свидетельства своего могущества и славы, но сооружения, которые будут напоминать о его царствовании, послужат благу населения.
Прежде всего Париж, обшарпанный, загроможденный руинами былого великолепия и потрепанный революционным вандализмом. Императорская столица украсится площадью Карусели, Триумфальной аркой, Вандомской колонной, великолепной церковью Мадлен. Наряду с парадным строительством возводятся новые мосты, идет мощение улиц, реконструируются канализация, рынки, кладбища, фонтаны, воздвигаются новые дома и лицеи. Эти работы превратят Париж в одну гигантскую стройку.
Тот же строительный ажиотаж и в провинции. Восстанавливаются старые дороги и прокладываются новые, сооружаются порты, возводятся мосты, осушаются болота, возрождаются города, потрепанные революцией.
«Я – римский император; я из породы Цезарей, самой лучшей – той, что строит», - так гордо говорил о себе величайший гений истории.
За полтора века перед судом истории прошло много свидетелей, их показания различны, но в своих суждениях они неизменно руководствовались самыми высокими критериями. Что ж в итоге? Почти во всех показаниях Наполеон предстает в роли стратега, организатора, законотворца, основателя великих институтов, литератора и мыслителя. Он предстает одним из первых в ряду личностей, преобразивших мир воздействием своей воли и определивших будущее. Он собрал самую большую жатву славы, могущества и величия.