Музей истории фотографии открыл выставку фотографий Игоря Култышкина. Фотография - это такой вид искусства, который кажется обманчиво понятным. Если изобразительное искусство отвоевало себе право как быть предметным, так и беспредметным. То фотографии такого выбора никто не оставил. Фотография отображает то, что происходит вокруг, то есть она априори предметна и другой быть не может.
Выставка Игоря Култышкина о том, что фотография может быть разной. Более полутора веков фотография фиксировала моменты человеческой жизни. Но настало время, когда фотография может оперировать не только изобразительными характеристиками, но и другими художественными качествами. Описать работы Култышкина довольно сложно. Легче описать картину, на которой изображен портрет или пейзаж. Фотограф представил произведения, где по сути ничего не изображено. Мы живем в мире стереотипов. Гости музея получили пригласительные билеты, где написано "Игорь Култышкин. Фотография. Бестиарий. Лоно. Танцплощадка. Шапито". Можно подумать, что на выставке будут представлены модные женские образы и мишурный, яркий цирк. Но выставка о другом.
Портал Музеи России, конечно, обратил внимание на цикл "Бестиарий". Что такое бестиарий? Возможно, кому-то хотелось бы, чтобы этот раздел был посвящен рыжим бестиям. Но этот раздел посвящен зоологическим музейным коллекциям. Снимать в музее и на природе - это две большие разницы. Если на природе все само как-то получается, а в помещении - наоборот. В музее бликуют витрины, не хватает освещения, да и звери не живые. В пору отчаяться. Можно чучела вытаскивать из витрин, ставить свет. Но Игорь Култышкин предлагает свой вариант. Эти блики, полумрак создают выразительный мистический образ. И в неживых животных проявляется своя какая-то призрачная жизнь.
Возможно, кто-то подумает, что цикл "Лоно" посвящен женщине, но цикло "Лоно" посвящен природе. И опять, это не классические виды лесов и далей, а нечто другое. Как Вы себе представляете выражение: "Растворись в природе"? Приходите, посмотрите. Как в иконе запечатлен образ незримого, так Култышкин изображает "Лоно". И определение "Лоно", здесь подходит больше чем "природа". Сродни чему-то подсознательному, может быть из классических "оговорок по Фрейду".
"Танцплощадка" - слово, можно сказать, вышедшее из употребления. Сейчас говорят: танцпол, дискотека. Может быть, наш герой старомоден и называет современный ночной клуб танцплощадкой? Отнюдь. Речь идет действительно о танцплощадке. Такие сохранились в парках, на них собираются пенсионеры. Они танцуют и общаются трогательно, как дети. И снова у Култышкина сумерки и колышущиеся тени, его герои только были здесь и уже ушли.
Кто не знает "Шапито"? Каждый ребенок знает, что поход в цирк - это праздник. Но у Култышкина свой взгляд. Представление случается на закате, когда уходит солнце, тогда наступает время тени. В шапито происходит волшебство, а волшебство всегда происходит в темноте. Но значительная затемненность фотографий Култышкина не создает мрачных образов, ни темных чащ, ни страшных чучел, ни старческой немощи.
Игорь Култышкин создает какой-то иной образ не только фотографии, но и фотографа. Современный фотограф-папарацци - это человек, который всех растолкает, пролезет вперед, выставит свою оргомную как автомат камеру и ослепит человека вспышкой. Култышкин показывает, что фотограф может быть деликатным, мягким, даже скромным.
В творчестве Култышкина переплелись внимание к деталям в серии "Бестиарий", глубина обобщения в серии "Лоно". Фотография может быть разной в творчестве одного фотографа.
Летом выставка была показана в Московском музее современного искусства (Н.Трегуб).