26 апреля в Казанском Доме актера состоится презентация книги "КЭМСТ и театральная жизнь Казани 1920-х гг.". Ее автор - Ю.А. Благов, директор Театрального музея при КАБДТ им. В.И. Качалова.
Основой для написания книги стали документы и фотографии, находящиеся в фондах Театрального музея, а также материалы из Национального архива РТ и Российского архива литературы и искусства.
КЭМСТ - театр, существовавший в Казани в 1923-26 гг., полное его название "Мастерская театральных зрелищ КЭМСТ".
В основу своей деятельности театр положил пять принципов: конструктивизм, эксперимент, мастерство, театральность, современность; начальные буквы этих пяти слов и составили аббревиатуру, пользовавшуюся в Казани 1920-х гг. широкой популярностью, особенно среди молодёжи, и вызывавшей раздражение у городского начальства. Необычные по форме спектакли, насыщенные музыкой и танцами, кардинально отличавшиеся от всего, что видела Казань на театральной сцене до сего времени, привлекали не только оригинальностью и яркостью оформления и костюмов, но и напряжённой динамикой действия, откровенной публицистичностью, неожиданной, парадоксальной образностью. Спектакли эти вызывали ожесточённые споры не только среди критиков, но и среди публики. Каждый спектакль стихийно заканчивался дискуссией, иногда продолжавшейся несколько часов.
Вокруг этого театра сплотились те, кто жаждал и искал новые пути в искусстве, справедливо полагая, что каждое время требует своих средств отображения и то, что было хорошо для века XIX-го, для XX-го века уже не годится, нужны новые краски, новые формы. С театром активно сотрудничали молодые художники Казанской художественной школы, переименованной в те годы в Архитектурно-художественные мастерские (Архумас). Художник М. Барашов, оформивший большую часть спектаклей, был одновременно и актёром этого театра. Литературной основой спектаклей служили стихи В. Каменского, В. Маяковского, пьесы В. Маяковского и С. Третьякова, проза Дж. Рида и Ю. Либединского, наконец, тексты, сочинённые самими актёрами.
Этот театр не был государственным, он существовал на правах любительского объединения. Актёры, художники, авторы работали бесплатно. У театра не было своего помещения, приходилось арендовать разные театральные залы, из которых коллектив постоянно выселяли за несвоевременную оплату аренды. Городские власти относились к театру с подозрением и постоянно запрещали те или иные постановки. Однако, несмотря на бесконечные трудности и препоны, театр упорно отстаивал свои художественные и гражданские позиции, оказав огромнейшее воздействие на последующее развитие казанского театра, причём как русского, так и татарского.
Тесное общение с В.Э. Мейерхольдом и С.М. Третьяковым, В.В. Маяковским и С.М. Эйзенштейном привело к тому, что после ареста Мейерхольда и разгрома "левого фронта искусств" было запрещено всякое упоминание и об этом казанском театре. На многие десятилетия он был вычеркнут из казанской театральной истории.
И только теперь появилась возможность, выявив архивные материалы, рассказать об этом театре и вернуть его на положенное в нашей культуре место.
Начало презентации в 15.00.
Адрес Дома актёра - ул. Щапова, 37.
Вход свободный.