В парадных залах Музея Академии художеств, Рафаэлевском и Тициановском, открылась традиционная ежегодная Весенняя выставка работ преподавателей Института имени И. Е. Репина. В следующем году знаменитый художественный университет отметит свой 250-летний юбилей. Чем живут, какие традиции хранят, каким чаяниям следуют в стенах бывшей Императорской Академии художеств можно узнать, посетив открывшуюся экспозицию.
Творчество нескольких поколений мастеров объединено приверженностью канонам фигуративного искусства. Искусства, сохраняющего прямую связь с образами и формами зримого мира. Рассматривая произведения участников выставки, путешествуешь сквозь века, стили и направления искусства. В давней обители классицизма и сегодня помнят о стиле, некогда доминировавшем в ее эстетике. Велико число адептов реализма, в разных его проявлениях, и импрессионизма.
Живопись, скульптура, графика. Живопись на выставке явно преобладает. Исторический жанр некогда занимал верхнюю строчку в табели о рангах, сегодня художники обращаются к нему нечасто. Из присутствующих на академической выставке образцов жанра, пожалуй, наиболее интересны картины А. Ю. Синицы "Давид и Голиаф" и "Ленинград. Январь 1943" А. Н. Блиока. Первое - намеренно архаизированное изображение библейской легенды. Его яркие чистые краски, его образы восходят к живописи прославленных мастеров итальянского проторенессанса. Темные серо-коричневые цвета. Они играют главную роль в рассказе о событиях Великой Отечественной войны. Стиль реалистического изображения переносит нас из Средневековой Италии в мастерские советских мастеров середины прошлого столетия. Говоря о родстве с теми или иными направлениями, тенденциями искусства прошлого, сразу надо сказать, что ни о каком копировании (за исключением произведений реставраторов) речи ни идет.
Поэтичные и загадочные картины-притчи Х. В. Савкуева. С ними мы попадаем в мир изначальной тишины, где только ветер времени звучит, срывая недолговечные побеги жизни. Романтика и гармония пейзажей Н. П. Фомина. Чистая как горная река красота природы. Классическая композиция "Вечер" одного из мэтров еще советской живописи А. А. Мыльникова. Очертания прекрасного обнаженного женского тела, кажется, хранят воспоминания обо всех Венерах, появлявшихся на холстах мастеров прошлого.
Графика, ее произведения уступают живописным по численности, но не по качеству. Яркими красками витражей сияют листы художника-графика П. Г. Татарникова. "Сон", "Осень", "Лето". В его произведениях новую жизнь получает удивительный и прекрасный мир средневековых рукописей. Рядом, в изысканном сплетении тонких линий возникают "Мысли об ушедших цивилизациях" Е. Ф. Купреянова.
Петербург, Венеция, Ташкент, Шанхай…Диапазон исторических периодов не менее широк и разнообразнее, чем география сюжетов, вдохновлявших художников. Сны, размышления и картины действительности. Воображение и мастерство легко преодолевают пространство и время, давая нам возможность насладиться картинами иных реальностей, как существовавших на самом деле, так и рожденных фантазией.
Выставка, открывшаяся в историческом здании Академии художеств на Университетской набережной, часть сложной картины художественного мира Северной столицы. Новые имена и старые знакомые. Здесь вас ждет встреча с искусством, хранящим свои традиции и говорящим о вечных ценностях.
Елизавета Крылова