НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Хранители древлего благочестия" в Российском этнографическом музее

c 28 февраля по 28 марта 2006Санкт-Петербург
''Хранители древлего благочестия'' в Российском этнографическом музее
''Хранители древлего благочестия'' в Российском этнографическом музее
"Раскольники", отвергнутые "истинными" христианами, "люди книги", сохранившие древнерусские литературные памятники, "старообрядцы", присоединившие к России земли Забайкалья, Приамурья и Дальнего востока, - "Хранители древлего благочестия" - выставка, посвященная традициям российского старообрядчества, откроется в Российском этнографическом музее (РЭМ) 28 февраля в 16.00.

В 2006 году исполняется 100 лет Высочайшего Указа, который только в 1905 году отменил запрет "раскольникам", как их называли почти 250 лет, занимать государственные должности и разрешил "старообрядцам", - название из нового Царского Указа, - открыто создавать свои приходы и отправлять религиозные требы. Вместе с тем, старообрядцы составляли 1/10 часть всего православного населения в России начала XX века .

Первая в российской истории масштабная выставка, посвященная традициям и культуре старообрядцев "Хранители древлего благочестия" собрала более 300 предметов, среди которых костюмы, рукописные книги, иконы, кресты, складни, резные доски из собраний Российского этнографического музея, Музея истории религии и Института русской литературы.

К началу XX в. российское старообрядчество представляло собой совокупность этноконфессиональных групп русского народа, а также коми и карел, которые возникли в течение более чем двух столетий после раскола.

Осознание своей особой миссии по сохранению истинно православного вероучения отличает "старообрядцев" от других верующих христиан. А потому именно русскому старообрядчеству , - важнейшим делом книжников в скитах было обновление и переписывание старообрядческих рукописей и печатных книг, - во многом обязана российская филологическая наука за сохранение древнейших списков памятников допетровской литературы. Вплоть до середины XX века для письма старообрядцы использовали гусиные перья, а для орнаментальной росписи создаваемых ими рукописей - натуральные краски. На выставке представлены рукописные и печатные книги из фондов Древлехранилища им. В.И.Малышева Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН.

По словам куратора выставки Александра Островского, "весь бытовой уклад старообрядцев был строго регламентирован обособлен. В одежде предпочитались архаичные типы: для мужчин - рубаха-косоворотка с воротником- стойкой и штаны-порты. Основу женской одежды составлял комплекс из рубахи с сарафаном. И мужская, и женская одежда обязательно подпоясывалась". Среди представленных экспонатов "смертная одежда" алтайских староверов, намогильные кресты и резные, расписные доски к намогильным крестам с европейского Севера, а также более 50 фотографии, сделанные во время этнографических экспедиций за последние десять лет в Нижегородской и Оренбургской обл., Бурятии, Усть-Цилемском р-не Республики Коми, на северо-западе европейской России.

Вплоть до 1920 гг. в среде старообрядцев сохранялись запреты на употребление чая, картофеля, конины, чеснока, зайчатины, налима. Многие из таких запретов имели форму апокрифов. Запрет на употребление чеснока объяснялся так: "Когда Исуса Христа распинали, его раны мазали чесноком, чтобы больнее было. Потому и грех употреблять чеснок". Продукты, приобретаемые от нестарообрядцев, следовало подвергнуть определенным процедурам "очищения". Мука, мясо "очищались" в процессе приготовления - "проходя через огонь". Сливочное масло три раза погружали, читая Исусову молитву, в проточную воду.

Само старообрядчество уже с конца XVII в. не было единым и оформлялось во множество конфессиональных общностей. Число их (толков, "согласий", "приходов", "вер") возрастало на протяжении последующих столетий. Размежевание в среде тех, кто не принял реформы, определялось в первую очередь их отношением к институту священства - отсюда два направления: поповцы, беспоповцы. Первые признавали священников, рукоположенных рукоположены в "никонианской церкви", вторые никогда не принимали в свою среду церковносвященнослужителей, рукоположенных после реформирования церкви, считая, что вслед за произведенными никонианскими реформами из мира ушла благодать, в нем воцарился антихрист.

Историки называют старообрядчество своеобразным "православным протестантизмом, поскольку, как и европейские реформаторы церкви, они считали, что, современное им религиозное течение, а именно православие в XVII веке, отошло от традиции, которая на самом деле проще, чище и ближе к верующему.

www.museum.ru/N25648
Ваше мнение »»

»»Российский этнографический музей
Адрес:город Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4/1
Проезд:Ст. м. "Гостиный двор" и "Невский проспект"
Телефоны:(812) 570-5421(экс. бюро)
сайт:ethnomuseum.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки

важные события  x    ?  

новости от 20.05.2024  x    ?  


Открытый микрофон ко Дню рождения Иосифа Бродского в Саду Фонтанного Дома

Ко дню рождения Иосифа Бродского. Выставка «Бродский. Памяти отца»

Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век

Только линия. Пушкинский Петербург в графике

В Музее архитектуры представили арт-объект «Кристалл представления»

Выставка "Сквозь зеркало и обратно" в Ботанических оранжереях музея-заповедника "Архангельское"

Декада «Благостина» в Угличском музее

Выставка «Николай Рерих. В поисках легенды» в Музее им. В.И. Сурикова

Всероссийский литературно-фольклорный праздник «Шолоховская весна»

Детский праздник "Стойкий оловянный солдатик" на Бородинском поле

Выставка «Мой Дагестан» в Ростовском областном музее краеведения

Межмузейный выставочный проект "Чудо Преображения" в Изборске

Доспех Печального рыцаря XVI века выставлен в царскосельском Арсенале

Весенний праздник фонтанов - 2024 в Петергофе

Проект "НИИ Филаретова" в Московском музее современного искусства

Литературный фестиваль «Про Речь» в Усадьбе Мураново

"За гранью видимого". Фотоработы Светланы и Эмилии Крузе

Выставка "Ключик-Зубило: к 125-летию со дня рождения Юрия Олеши"

В Петербурге открывается музей, созданный в коллаборации с искусственным интеллектом

Фестиваль "Такой Зощенко?!" в Санкт-Петербурге

Выставка "Пушкинская эпоха" в Ростовском областном музее изобразительных искусств

ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века

Выставка "Устойчивость: что такое быть разумным с точки зрения природы"

Лучшие работы фотоконкурса «Российское дерево 2023 года» на выставке в Дарвиновском музее

Выставка «Сад души» в Староладожском музее

Круглый стол «Современная фотография в музее» в Музее архитектуры имени А.В. Щусева

Выставка "Сны Сибири" во Владивостоке


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru